По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.77:338.32

Информационная система ТОиР: задачи, возможности, внедрение

Антоненко И. Н. канд. техн. наук, начальник отдела маркетинга, НПП «СпецТек»

Для организации, владеющей технологическим оборудованием, машинами и производственной инфраструктурой, важно обеспечить управляемость процессов их эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Эта задача усложняется с увеличением количества эксплуатируемых объектов и с распределением на нескольких производственных площадках. В этих условиях единственным инструментом, обеспечивающим управление, становится информационная система ТОиР. В статье рассмотрены вопросы внедрения такой системы и ее возможности.

Литература:

1. Антоненко И.Н. EAM-система TRIM: от автоматизации ТОиР к управлению актива — ми // Автоматизация в промышленности. — 2015. — № 1. — С. 40–43.

2. Молчанов А.Ю. Организация распределенных вычислений для управления физическими активами // Автоматизация в промышленности. — 2017. — № 8. — С. 23–28.

3. Антоненко И.Н. Информационное сопровождение и управление деятельностью мобильного персонала // Главный механик. — 2020. — № 11 (207). — С. 8–17.

4. Молчанов А.Ю. Управление физическими активами в условиях эпизодической (off-line) связи // Автоматизация в промышленности. — 2018. — № 8. — С. 17–22.

Задача обеспечения управляемости процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (ТОиР) уже многие годы не теряет своей актуальности. Более того, ее важность растет, о чем свидетельствует повышение роли отделов и управлений главного энергетика, главного механика, планировщиков ТОиР, инженеров по надежности и других специалистов, от которых зависит безотказность и надежность оборудования.

Приобрели новый вес и отраслевые проблемы. Предприятия, эксплуатирующие поднадзорное оборудование, ощущают растущие системные издержки из-за несоответствий требованиям, причиной которых часто является неудовлетворительное качество ТОиР. Естественные монополии, находящиеся под «опекой» государственных контрольных органов, регулирующих тарифы, ощутили необходимость тщательного учета, формирования ремонтной составляющей тарифа для обоснования стоимости своей продукции (услуг). Отрасли, включившиеся раньше других в мировую экономику (промышленность минеральных удобрений, нефтехимия, металлургия и др.), обнаружили, что высокие затраты на ТОиР мешают им эффективно конкурировать на рынке.

В целом указанные проблемы самым непосредственным образом связаны с ТОиР оборудования и машин. И их невозможно решить, во-первых, не имея достоверных и полных данных, характеризующих текущую организацию работ по ТОиР, состояние оборудования и текущие затраты на ТОиР, во-вторых, не имея достоверных данных об итоговой результативности принятых управленческих решений, о том, как эти решения сказались на эффективности ТОиР. Соответственно, руководство предприятия требует этих данных от исполнителей, которые ищут способы их получения.

Современный подход к решению данной проблемы заключается в создании единой информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтом в масштабе предприятия (ИСУ ТОиР). В то же время создание такой ИСУ ТОиР может происходить поэтапно — когда внедрение ИСУ ТОиР поначалу происходит в одной службе, в одном цеху или на одной промышленной площадке, а затем отработанный фрагмент системы тиражируется на остальную часть предприятия.

Для Цитирования:
Антоненко И. Н., Информационная система ТОиР: задачи, возможности, внедрение. Главный энергетик. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: