В настоящее время в России около 57 % крупных компаний а также более 60 % малого и среднего бизнеса имеют в своем арсенале имущество, взятое либо сдаваемое в лизинг. Особенно это касается производственного сектора экономики. Чем дороже оборудование в отрасли, тем выше доля в ней компаний-лизингополучателей. Усиление международной интеграции, мировой и внутренней конкуренции вынуждает бизнес постоянно обновлять основные средства. Однако лизинговый бизнес сегодня также находится не в лучшем положении. В сложных международных условиях продолжается сокращение количества лизинговых компаний как результат процессов укрупнения бизнеса вследствие банкротства или продажи активов контрагентам. Несмотря на это, лизинговая деятельность в Российской Федерации активно развивается, о чем свидетельствует рост стоимости активов по новым лизинговым сделкам на 1,7 % в 2013 г. по сравнению с 2012 г., в то время как по большинству видов деятельности в российской экономике наблюдается стагнация. Перспективы развития рынка лизинговых услуг связаны, прежде всего, с положительным влиянием государственных мер нормативного характера и субсидий, государственных целевых программ поддержки лизинговых компаний в транспортной сфере (обновление основных средств авиа, автомобильных и железнодорожных компаний на основе механизмов государственно-частного партнерства) [1–5].
Экономическая ситуация требует держать под контролем ресурсы компании и оптимизировать затраты. Компании должны постоянно обновлять технологии, оборудование и другие основные фонды. Все управленческие решения должны быть тщательно обоснованы и подтверждены результатами экономического анализа.
Экономический анализ лизинговой операции обычно решает две задачи. Арендатору важно рассчитать, что выгоднее — покупать или арендовать имущество. Для лизингодателя необходимо определить размер лизинговых платежей и финансовую эффективность сделки.
Принципиального различия между расчетами по оперативному и финансовому лизингу нет, они определяются только нормативноправовыми актами.