Сегодня есть довольно много возможностей получить федеральные средства для преобразования территорий, даже небольших дворов. Кроме того, есть и национальные проекты, в которых, правда, не все до конца разобрались. Даже чиновники, кажется, не очень понимают, что это такое, а выполнять надо сейчас.
«Национальный проект сегодня звучит как «Жилье и городская среда», но нельзя разделять комфортную среду, дороги, жилье и благоустройство, — объясняет Светлана Калинина, координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды. — Это всё связано, это касается каждого человека. Я вхожу в комиссию при правительстве. Мне очень важно посмотреть и пощупать руками то, чем люди живут на земле. Если в СМИ много отрицательного, если это доходит даже до президента, значит, что-то не так и нет диалога между людьми и властью. Приоритетно мнение граждан и общественных организаций, но чиновники это восприняли как неправильный подход. Много где попадаются откровенно плохие проекты, где очень плохо всё сделано, а нам говорят — ну, это люди так захотели. Но чиновники для того и нужны, чтобы подсказывать, показывать и помогать».
Светлана Калинина считает, что проблемы надо решать комплексно: можно построить десятки общественных территорий и благоустроенных дворов, но если у человека на месте нет работы, возможности реализоваться, то, наверное, он уедет. Так происходит по всему Дальнему Востоку, где Приморье — еще не самый «покинутый» регион. Здесь вопросы есть ко всем. Никто не объясняет людям, что нужно читать программы. Есть, например, разница между микрорайоном и кварталом. Микрорайон предполагает ресурсные ограничения, а значит, расширение его будет очень дорогим. А квартал уже подразумевает расширение, что удешевляет дальнейшее строительство. Но никто не думает об этом. Или люди хотят парк с зоной барбекю. Но в документации это надо назвать парком для спортивно-оздоровительного отдыха или парком культуры и отдыха. Назначение земли разное, разрешения надзорных органов разные. То есть учиться приводить в регион федеральные деньги должны и власти, и жители.