По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Имприматура (от итал. imprimatura — первый слой краски) — термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, вошедшая в практику итальянских художников с XVI века.

Д.И. Киплик, профессор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, автор книги «Техника живописи», так писал о значении имприматуры:

«Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если пользоваться им по методу старых мастеров, то есть давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи.

Так как просвечивание белого грунта весьма благоприятно отражается на лежащих на нем красках (прозрачных или полупрозрачных), то обыкновенно грунту дают белый цвет, которому при желании различными способами можно легко придать любой оттенок. При умении использовать цвет грунта его можно выдерживать в сером, красном, коричневом, темно-коричневом и др. тонах, в зависимости от живописной задачи. Каков бы ни был цвет грунта, он проявляет свою активность по отношению к тону лежащей на нем живописи лишь при условии, если краски на нем лежат не слишком непроницаемым слоем. Обильным наслоением красок можно уничтожить действие всякого цвета грунта на тон живописи. Работая на цветных грунтах, не надо забывать, что масляному слою красок с течением времени свойственно приобретать большую степень просвечивания, и потому цвет грунта в дальнейшем будет проступать сильнее, чем в свеженаписанной картине.

Цвет грунта в живописи имеет и иное значение, подобное камертону в музыке. Так, на сером грунте легче выдержать живопись в серых тонах, на красном и вообще теплом грунте — в горячих тонах, на темном грунте — в темных тонах и т.д.»

Красочный эффект старинной живописи складывается из ряда просвечивающих друг через друга красочных наслоений и грунта. Грунту, таким образом, в этой живописи придается весьма важное значение. И цвет его должен выбираться сообразно со световым и красочным эффектом картины. Для каждой живописной задачи выбирается соответствующий грунт, который облегчает и ускоряет работу. Наиболее универсальным по цвету является светло-серый грунт нейтрального тона, так как он одинаково хорош для всех красок — как теплых, так и холодных, и не требует слишком пастозной живописи. Живопись с широким плоским светом и интенсивными красками (Рогир ван дер Вейден, Рубенс и др.) требует белого грунта; те же произведения, в которых преобладают глубокие тени, — темного грунта (Караваджо, Веласкес и др.). Светлый грунт сообщает теплоту краскам, нанесенным на него тонким слоем, но лишает их глубины; темный грунт — придает им глубину. Темный грунт холодного оттенка — холод (Терборх, Метсю). Чтобы усилить на светлом грунте глубину теней, действие белого грунта на краски следует нейтрализовать прокладкой темно-коричневой краски в нужных местах (Рембрандт). Раствор для имприматуры готовится из смеси 3 частей скипидара, 1 части льняного масла и краски. Должна получиться прозрачная масляная смесь. Металлические краски, темные минералы, кроющие краски земли для имприматуры не подойдут, они затемнят и поглотят все светлые краски, которые будут на них нанесены. Хорошо подходят также смеси с цинковыми белилами, светлые тона охры и подобные краски. Также в качестве краски можно использовать то, что у вас осталось на палитре после сеанса живописи, чем сэкономите немного краски, а заодно и затонируете холст для следующей работы. Имприматура, как и гашение, обладает свойством стабилизировать загрунтованный холст, при этом он тем не менее остается эластичным. Можно нанести также несколько слоев имприматуры друг на друга, в результате грунт будет насыщеннее, а краски на нем будут схватываться лучше.

Для Цитирования:
Имприматура. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: