По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.439

Импортозамещение сахара в рамках аграрного рынка государств – членов Таможенного союза

О. Капитонова кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой экономики и международных отношений РАН

В статье анализируются возможности импортозамещения сахара в рамках формирования общего аграрного рынка государств – членов Таможенного союза, дается оценка действующих регуляторов на развитие интеграционных процессов и влияния валютного диспаритета на цены.

По данным Росстата, в России прослеживается устойчивая тенденция вытеснения с внутреннего рынка продукции отечественных товаропроизводителей зарубежными аналогами, что приводит к возрастающему дисбалансу внешней торговли в этой сфере (табл.). Так, в 2013 г. импорт продовольствия увеличился в 5,8 раза по сравнению с 2000 г. и превзошел экспорт в 2,7 раза. Отрицательное сальдо торгового баланса по продовольственным товарам в 2013 г. увеличилось по сравнению с 2012 г. на 3 млрд долл. (на 12,6%), а по отношению к 2000 г. – в 4,6 раза.

В условиях вынужденного введения ограничительных мер на российский импорт продовольствия из стран ЕС и США и роста курса доллара и евро усиливается значимость интеграционного объединения государств Таможенного союза (далее – ТС) – Беларуси, Казахстана и России. Сформированное в рамках стран ТС единое экономическое пространство обеспечивает свободное перемещение граждан, товаров и услуг. Однако действующая договорно-правовая база ТС имеет в определенной мере разрозненный и противоречивый характер, что не позволяет реализовать целостную политику в вопросах формирования и регулирования общего аграрного рынка, соблюдения ветеринарнофитосанитарных норм и обеспечения продовольственной безопасности. Отсутствуют действенные механизмы согласования приоритетов и индикативных показателей развития сельскохозяйственных отраслей государств – членов ТС, координации в сферах научных разработок и технологической модернизации.

Несовершенство нормативноправовой базы ТС, по мнению экспертов, создает широкие возможности для контрабанды, применения серых импортно-экспортных схем. К тому же принятые на государственном уровне долгосрочные программы развития сельского хозяйства государств-участников в полной мере не учитывают возрастающий уровень интеграции в рамках ТС.

В целях достижения максимального импортозамещения продовольствия России предстоит провести соответствующие преобразования, внести определенные коррективы в политику государственного регулирования и поддержки аграрного сектора, а также максимально использовать преимущества от участия России в ТС.

Для Цитирования:
О. Капитонова, Импортозамещение сахара в рамках аграрного рынка государств – членов Таможенного союза. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: