В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность.
Продовольственную безопасность предполагается обеспечивать за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями.
Соответственно, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса.
Таким образом, основной целью развития сельского хозяйства страны должно являться обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. Такая постановка проблемы позволит сформулировать критерии развития российского АПК [4].
В феврале 2010 г. в РФ была утверждена доктрина продовольственной безопасности страны. Согласно этой доктрине, к 2020 г. в России должно производиться не менее 80% от всех основных видов продуктов питания, потребляемых в стране. В частности, доля отечественного мяса должна составлять не менее 85%, растительного масла и рыбы – 80%, картофеля – 95%, молочной продукции – не ниже 90%. По данным Министерства сельского хозяйства, сейчас в Российской Федерации по указанным критериям достигнуты необходимые показатели только по зерну.
По данным таможенной статистики в январе–сентябре 2014 г. внешнеторговый оборот России составил 597,9 млрд долл. США и по сравнению с январем–сентябрем 2013 г. снизился на 2,9% [3]. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 523,5 млрд долл. США, со странами СНГ – 74,4 млрд долл. США.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 164,7 млрд долл. США, что на 8,6 млрд долл. США больше, чем в январе–сентябре 2013 г. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 140,2 млрд долл. США (увеличение на 8,4 млрд долл. США), со странами СНГ – 24,5 млрд долл. США (увеличение на 0,2 млрд долл. США).