В 2013 году в выпуске журнала «Science» достижения в области иммунотерапии раковых заболеваний были признаны прорывом года. Это решение было обусловлено результатами длительного наблюдения за пациентами с меланомой, которые проходили лечение ингибитором CTLA-4 ипилимумабом, а также результатами ранних этапов исследований ингибиторов PD-1/PD–L1 при меланоме, раке легких и раке почки. Кроме того, значительное внимание привлекли работы по адоптивной иммунотерапии с использованием аутологичных Т-лимфоцитов с химерным рецептором к СD19 (антигену В-клеток) при хроническом лимфолейкозе и остром лимфобластном лейкозе. Эти достижения стали отправной точкой новой эры в противоопухолевой терапии после многих десятилетий научных исследований в области иммунологии и иммунотерапии злокачественных новообразований, которые хотя и имели определенные успехи, но до этого времени не позволяли рассматривать иммунотерапию как равнозначный альтернативный метод лечения онкологических заболеваний. Вероятно, иммунотерапия прошла самый продолжительный путь развития по сравнению с другими подходами к противоопухолевому лечению, прежде чем была признана значимой с клинической точки зрения [1].
Иммунотерапия рака представляет собой одну из самых перспективных и быстро развивающихся областей онкологии. В отличие от традиционных методов, таких как химиотерапия и радиотерапия, иммунотерапия направлена на активацию и усиление естественных механизмов иммунной системы.
Развитие опухоли происходит в несколько ключевых стадий: инициацию, промоцию и прогрессию [2]. На первой стадии инициации происходит повреждение ДНК, вызванное канцерогенными факторами, химическими веществами, радиацией и вирусными агентами. Это повреждение активирует или формирует онкогены и подавляет гены-супрессоры опухолей, что приводит к трансформации клеток — стадия промоции [3]. Стадия прогрессии — рост опухоли, этот этап развития предполагает наличие иммуноредактирования, состоящего из трех фаз: элиминации, равновесия и побега [4, 5].