Достижение высоких результатов в спорте непосредственно зависит от биологических особенностей организма спортсмена и состояния его здоровья, что, в свою очередь, определяется адекватным функционированием интегративных систем организма: иммунной, эндокринной и нервной [1]. Разработка программ становления и сохранения спортивной формы в подготовке высококвалифицированных спортсменов с применением современных подходов к оценке иммунного статуса является приоритетным междисциплинарным направлением. Выявление знаковых иммунологических параметров подготовленности спортсменов высокой квалификации необходимо для формирования критериев оценки адаптационных механизмов иммунитета у спортсменов под воздействием экстремальных нагрузок.
Современный спорт сопряжен с наличием факторов, неблагоприятно влияющих на состояние иммунитета спортсмена. К их числу можно отнести физические нагрузки, находящиеся на грани физиологических возможностей человека, состояния экстремального психологического стресса, изменение климато-поясных условий при перемещении спортсменов на значительные расстояния, неблагоприятные факторы среды, приводящие к переохлаждению организма [2]. Снижение активности иммунной системы приводит к возникновению иммунных нарушений, вследствие чего значительно возрастает риск возникновения инфекционно-простудных заболеваний и обострения хронической патологии [3]. Наличие этих фактов указывает на необходимость профилактического использования средств иммунотерапии.
Повышение адаптационных способностей, спортивное долголетие и развитие спортивного потенциала обеспечивается оптимальным рецепторным и метаболическим взаимодействием клеток единого иммуно-нейроэндокринного комплекса, обеспечивающего постоянство гомеостаза в процессе стрессорного воздействия и по его окончании [4].
В спортивной жизни и в результате тренировочного процесса, перемещений в крайние точки мира и РФ проявляются элементы иммунологической недостаточности [5]. Что связано с хроническим перенапряжением в процессе спортивной деятельности, нарушением нейроиммуноэндокринной регуляции, дисбалансом антимикробных пептидов в сыворотке крови, дисбалансом практически всех звеньев гуморального и клеточного иммунитета, показателей неспецифической резистентности, определяющих общий адаптационный потенциал [6].