Достижения молекулярной биологии и иммунологии и разработка методов вспoмогательных pепродуктивных технoлогий (ЭКО) обеспечили прорыв в pешении пpоблемы бесплoдия, актуальность которой не вызывает сомнения. По мере изучения патогенеза заболеваний, вносящих значительный вклад в нарушение фертильности, более отчётливой стала связь иммунологического дисбаланса и бесплодия [1]. Хронический эндометрит (ХЭ) характеризуется как персистирующий воспалительный процесс с нарушением структуры и функции эндометрия [2]. Неявные и неочевидные течение и клиническая симптоматика, без чётких патогномоничных признаков, не дают возможность однозначно сформулировать и описать это состояние, однако, что абсолютно достоверно, так это причастность ХЭ к бесплодию, репродуктивным потерям и неэффективности программ вспомогательных репродуктивных технологий [3]
Частота встречаемости данной патологии по мнению отечественных [4] и зарубежных учёных очень вариабельна и доходит до 85 процентов [5]. Однако принципиальная значимость этой патологии для современной гинекологии и, особенно, репродуктологии заключается в том, что подавляющее большинство из пациенток с установленным диагнозом, это женщины репродуктивного возраста.
Патогенез хронического эндометрита, обусловленный длительной микробной инвазией в эндометрии, характеризуется резким клеточным дисбалансом, изменением соотношения между провоспалительными и регуляторными цитокинами. По мере длительного течения хронического воспалительного процесса в очаге хронического воспаления формируется клеточный иммунодефицит: наблюдается снижение количества CD3+CD4+-клеток, увеличение CD3+CD8-лимфoцитов, повышенный уровень мaкрофагов и нейтpофильных гранулоцитов [6].
Воспалительные изменения после инфекционных заболеваний репродуктивной системы, оперативных вмешательств на органах малого таза и лечебно-диагностических манипуляций часто приводят к образованию спаек в полости малого таза, вследствие чего нарушается проходимость и функциональная состоятельность маточных труб, приводя к одной из самых распространённых форм бесплодия — трубно-перитонеальной (ТПБ). Нарушение иммунологической реактивности у этих больных способствует хроническому течению инфекционного процесса, приводя к дальнейшему нарушению проходимости и функции маточных труб []. Повторно возникающий спаечный процесс в полости малого таза обусловливает достаточно низкую эффективность оперативной лапароскопии: восстановление естественной фертильности женщин колеблется от 35% (при ТПБ I степени) до 6% (при ТПБ IV степени).