Вьетнамско-российские образовательные контакты имеют достаточно продолжительную историю. Достигли своего пика они перед распадом СССР, когда несколько десятков тысяч вьетнамских студентов и аспирантов обучались в советских вузах (в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах). Крушение Советского Союза резко сократило приток вьетнамской молодёжи в Россию. Между тем в самом Вьетнаме старшее поколение помнит опыт своего обучения в СССР и России, что даёт российским вузам в условиях демографического спада привлечь новые контингенты вьетнамских студентов. В настоящее время Вьетнам и Россию связывают не только исторические и культурные отношения, но и геополитические и торгово-экономические интересы. В этой связи привлечение вьетнамских студентов в российские вузы представляется очень перспективным проектом с геополитической, социально-экономической и демографической точек зрения для обеих стран.
С целью выявления миграционных установок вьетнамской молодёжи на обучение за границей и оценки их миграционного потенциала для обучения в российских университетах в сотрудничестве с учёными Института европейских исследований ВАОН и Университета внешней торговли в 2016 г. были проведены два социологических опроса во Вьетнаме и России. Вопервых, во Вьетнаме были опрошены 278 молодых людей (школьников выпускных классов и студентов), изучающих русский язык в университетах и школах. Во-вторых, во Вьетнаме и России были опрошены около 50 вьетнамских и российских экспертов: представителей органов государственной власти, учёных, преподавателей, сотрудников посольств, журналистов и бизнесменов, — с целью определения миграционного потенциала вьетнамской молодёжи в целом и их установок на Россию в частности.
...привлечение вьетнамских студентов в российские вузы представляется очень перспективным проектом с геополитической, социальноэкономической и демографической точек зрения для обеих стран...
И хотя в стратегических документах прямо не указано на необходимость стимулирования образовательной миграции за границу, в политике обновления заданы посылы в данном направлении. В частности, в политическом докладе для ЦК КПВ XI созыва XII съезду партии значительное внимание уделяется вопросам вложений в человеческий потенциал, развитию преподавательских и управленческих кадров, науки и технологий. Кроме того, ранее во Вьетнаме принята Национальная стратегия развития молодёжи на 2011–2020 гг. И очевидно, что Вьетнам планомерно будет придерживаться стратегии повышения образовательного уровня молодёжи, в том числе через канал обучения за рубежом и привлечение высокок валифицированных специалистов в страну.