Индустрия игрушек — тема необъятная. Игра для дошкольника и младшего школьника — это его жизнь и основной вид его деятельности.
Любая игра полезна для ребенка, даже если она и не направлена на когнитивное (развитие всех видов мыслительных процессов), психосоциальное и психофизическое развитие. Во время игры ребенок примеряет на себя роли взрослых людей, учится жить в мире больших отношений, договариваться с другими и с самим собой, познает окружающую действительность.
Примерно в возрасте двух лет у детей появляются первые ростки символического мышления. С этого момента любой попавший малышу в руки предмет может стать для него игрушкой и атрибутом для вымышленных ситуаций.
И только на первый взгляд кажется, что современный ребенок меньше играет. Такое ощущение возникает из-за того, что дети сегодня используют другие игры, которые отличаются от тех, в которые играли их родители и дедушки с бабушками. Порой взрослые даже не всегда способны заметить, что их дочь или сын находятся постоянно в игре.
В наши дни на отечественном рынке так много игр и игрушек, что структурировать их еще сложнее, чем когда-то Чарлзу Дарвину классифицировать и упорядочить мир живых существ.
Ранжировать игрушки можно, например, по материалу. Хотя по большому счету нет особой разницы, из чего сделана кукла — из пластика или дерева, главное, как разворачивается с ней игра.
Также можно попробовать классифицировать игрушки по принципу влияния на развитие ребенка. Существуют целые магазины развивающих игрушек, почти на каждой упаковке можно прочитать, что эта игра развивает эмоциональный интеллект, мелкую моторику, логическое мышление. Однако чаще всего подобные описания — маркетинговые ходы для привлечения родителей. На самом деле производители и маркетологи не могут безусловно утверждать, развивает эта игра эмоциональный интеллект или особенно полюбившуюся в последнее время мелкую моторику. Такие выводы могут сделать только эксперты, педагоги и психологи после проведения исследований.