По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.3:371.38 DOI:10.33920/pol-01-2406-06

Игротерапия в коррекции отношений в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Испулова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: dashasadovina09@gmail.com, ORCID 0009-0006-0522-040Х
Макаренко Евгения Анатольевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: evgeniya.makarenko.01@mail.ru, ORCID 0009-0000-8151-7076

Использование метода игротерапии способствует коррекции нарушений внутрисемейного общения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, сказываясь на характере тревожности детей и формируя положительную самооценку. На основании полученных авторами данных «до» и «после» коррекционно-развивающей работы, можем проследить динамику и оценить эффективность игротерапии.

Литература:

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. — Москва Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. — 512 с.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — Москва, 2006.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. — 3‑е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 76 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург, 2008.

5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 576 с.

6. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — Москва, 1994.

7. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. — Москва: Наука, 1989. — 114 с.

8. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. — 196 с.

9. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — Москва: Издательство МГУ, 1987. — 90 с.

10. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 280 с.

11. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 352 с.

1. Blejher V. M., Kruk I. V., Bokov S. N. Klinicheskaya patopsihologiya: Rukovodstvo dlya vrachej i klinicheskih psihologov. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2002. 512 s.

2. Gubanova N. F. Igrovaya deyatel'nost' v detskom sadu. M., 2006.

3. Druzhinin V. N. Psihologiya sem'i: 3‑e izd. SPb.: Piter, 2006. 76 s.

4. Zinkevich-Evstigneeva T. D., Grabenko T. M. Igry v skazkoterapii. SPb., 2008.

5. Il'in E. P. Psihologiya obshcheniya i mezhlichnostnyh otnoshenij. SPb.: Piter, 2009. 576 s.

6. Lendret G. L. Igrovaya terapiya: iskusstvo otnoshenij. M., 1994.

7. Mackovskij M. S. Sociologiya sem'i: problemy teorii, metodologii i metodiki. M.: Nauka, 1989. 114 s.

8. Obozov N. N. Psihologiya mezhlichnostnyh otnoshenij. Kiev: Lybid', 1990.196 s.

9. Sokolova E. T. Proektivnye metody issledovaniya lichnosti. M.: Izd-vo MGU, 1987. 90 s.

10. Tkacheva V. V. Tekhnologii psihologicheskoj pomoshchi sem'yam detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. M.: INFRA-M, 2017. 280 s.

11. Ejdemiller E. G., Dobryakov I. V. Semejnyj diagnoz i semejnaya psihoterapiya. SPb.: Rech', 2006. 352 s.

В настоящее время в России растет количество детей, имеющих особые потребности, нуждающихся в особом подходе. По различным данным, с каждым годом рождаемость детей с ОВЗ увеличивается на 3–5 %. Семьи, имеющие детей с ОВЗ, находятся в сложной жизненной ситуации: недостаток материальных средств, нередко распад семьи, трудности принятия родителями и обществом детей-инвалидов. В непростых условиях дети, которые особо нуждаются в заботе, уходе, переживают дополнительную эмоциональную нагрузку. В связи с множеством ограничений как в физическом, так и в психологическом плане, детям с ОВЗ становится иногда невозможно успешно социализироваться в дошкольную и школьную среду, освоить профессию, создать собственную семью. Само понятие «ребенок с ОВЗ» стало наполняться не только медицинским, но и социальным смыслом. Ограничения в жизнедеятельности ребенка создают барьер для его благоприятной адаптации, адекватной его возрасту, воспитательному и педагогическому воздействию. К важным условиям для адаптации особых детей можно отнести благоприятную психологическую атмосферу. Развивая готовность образовательной среды к работе с особыми детьми, можно добиться снижения отрицательной динамики в развитии ребенка, создать условия для развития всех его способностей. Для каждого ребенка, независимо от нарушения, необходима положительная эмоциональная атмосфера, которая может облегчить решение его образовательных, воспитательных и социальных задач. Одной из проблем адаптации является психологический аспект. Дети, погруженные в постоянную атмосферу неуспеха и неудач, испытывают затруднения в личностном развитии. Часто они имеют проблемы в эмоциональной и волевой сферах, задержку психического развития, нарушения речи. Любой ребенок из этой категории имеет сниженный адаптивный ресурс. Пока условия жизни благоприятны, нагрузки посильны, этот ресурс не дает о себе знать. Но как только условия становятся почти непосильными для ребенка, происходит срыв. Постоянные тревоги, страхи и неудачи приводят к вторичному ухудшению здоровья. Поэтому начало учебы ухудшает психологический и физический статус. В медицинском аспекте можно выделить еще один важный факт: созревание мозга происходит по особенным закономерностям, которые отличаются от возрастных норм. По Л.С. Выготскому, оно обуславливается несколькими видами факторов: временем возникновения первичного дефекта (т. е. то, что сформировалось до системы основных функций), степенью выраженности первичного вида дефекта. Существует два вида дефекта, первый из которых — частный, второй — общий. Частный выражается в дефиците отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Общий вид дефекта связан с нарушением регуляторных систем.

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Садовина Дарья Евгеньевна, Макаренко Евгения Анатольевна, Игротерапия в коррекции отношений в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: