В настоящее время в России растет количество детей, имеющих особые потребности, нуждающихся в особом подходе. По различным данным, с каждым годом рождаемость детей с ОВЗ увеличивается на 3–5 %. Семьи, имеющие детей с ОВЗ, находятся в сложной жизненной ситуации: недостаток материальных средств, нередко распад семьи, трудности принятия родителями и обществом детей-инвалидов. В непростых условиях дети, которые особо нуждаются в заботе, уходе, переживают дополнительную эмоциональную нагрузку. В связи с множеством ограничений как в физическом, так и в психологическом плане, детям с ОВЗ становится иногда невозможно успешно социализироваться в дошкольную и школьную среду, освоить профессию, создать собственную семью. Само понятие «ребенок с ОВЗ» стало наполняться не только медицинским, но и социальным смыслом. Ограничения в жизнедеятельности ребенка создают барьер для его благоприятной адаптации, адекватной его возрасту, воспитательному и педагогическому воздействию. К важным условиям для адаптации особых детей можно отнести благоприятную психологическую атмосферу. Развивая готовность образовательной среды к работе с особыми детьми, можно добиться снижения отрицательной динамики в развитии ребенка, создать условия для развития всех его способностей. Для каждого ребенка, независимо от нарушения, необходима положительная эмоциональная атмосфера, которая может облегчить решение его образовательных, воспитательных и социальных задач. Одной из проблем адаптации является психологический аспект. Дети, погруженные в постоянную атмосферу неуспеха и неудач, испытывают затруднения в личностном развитии. Часто они имеют проблемы в эмоциональной и волевой сферах, задержку психического развития, нарушения речи. Любой ребенок из этой категории имеет сниженный адаптивный ресурс. Пока условия жизни благоприятны, нагрузки посильны, этот ресурс не дает о себе знать. Но как только условия становятся почти непосильными для ребенка, происходит срыв. Постоянные тревоги, страхи и неудачи приводят к вторичному ухудшению здоровья. Поэтому начало учебы ухудшает психологический и физический статус. В медицинском аспекте можно выделить еще один важный факт: созревание мозга происходит по особенным закономерностям, которые отличаются от возрастных норм. По Л.С. Выготскому, оно обуславливается несколькими видами факторов: временем возникновения первичного дефекта (т. е. то, что сформировалось до системы основных функций), степенью выраженности первичного вида дефекта. Существует два вида дефекта, первый из которых — частный, второй — общий. Частный выражается в дефиците отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Общий вид дефекта связан с нарушением регуляторных систем.