По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Игра в науку

Ольга Леонова Политехнический музей, Москва

Жизнь маленького человека полна ограничений, большинство из которых объясняются заботой взрослого о безопасности малыша. Но как притягателен для ребенка «запретный мир» и как хорошо, если, кроме заботливых родителей, есть другие взрослые, готовые его туда пригласить! Одно из мест, овеянных ореолом тайн и романтики, — лаборатория.

Сейчас, когда историческое здание Политехнического музея находится на реконструкции, он осваивает новые площадки. Научные лаборатории Политеха разместились в Культурном центре ЗИЛ. И к проведению занятий для дошкольников здесь подошли со всей ответственностью и необходимыми предосторожностями1 .

Начинали в 2014–2015 годах с разовых занятий для родителей с детьми. Лаборатория физики приглашала детей от 6 лет на занятия «Чудеса спектра» и «Повелители электромагнетизма», лаборатория биологии — на занятия «Ящер» и «Крысиные истории». В лабораториях химии и математики проводились занятия «Газ! Огонь! Взрыв?» и «Математика для малышей». За два года с помощью наблюдений за ходом занятий, опросов детей и родителей, а также мониторинга результатов удалось выявить темы, наиболее интересные детям этого возраста, скорректировать методы проведения занятий, чтобы иметь основания заявить: дошкольникам в лабораториях место есть!

С осени 2015 года начались систематические занятия для детей 5–6 лет «Наука 5+» (автор Н. Шакирова2 ). Они проводятся раз в неделю в течение учебного года, который поделен на два семестра. Большинство детей, начавших посещать занятия полтора года назад, продолжают посещать лаборатории, поэтому курс прирастает все новыми темами. Возможность непрерывного обучения и плавного перехода к занятиям в школьных кружках лаборатории — один из приоритетов курса. Однако можно прийти на занятия и «со стороны», присоединившись к любому из семестров. Поэтому материал четвертого семестра отличается от первого скорее широтой и глубиной подхода, нежели сложностью содержания.

Выбор главных тем семестров (четыре стихии: вода, воздух, огонь, земля) опирается на свойственные дошкольникам любопытство и познавательную активность, а также на личный опыт ребенка. Курсы объединены по принципу интеграции естественных и гуманитарных наук. Так, например, на первом семестре ребята знакомятся со свойствами воды во всем их многообразии: изучают структуру кристаллов льда, снежинок (математика), круговорот воды в природе (биология), процесс замерзания воды (физика).

Для Цитирования:
Ольга Леонова, Игра в науку. Музей. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: