Статья поступила 04.11.2018 г.
Рассмотрение игры в качестве одной из цивилизационно-культурных моделей, наряду с получившими распространение феноменами компьютерных игр виртуальной реальности, обусловливает актуальность нашего исследования. Само слово «игра» имеет древний цивилизационный сакральный корень, восходящий к греческому ãζομαι — почитаю, и санскритскому khumao — танец, трепет, радость (сравните со среднеанглийским giman и английским game, а также с общеславянским корнем гра — грохот, буйство) [17].
Феномен игры является предметом изучения не только психологии и педагогики, но и философии, культурологии, а также антропологии. В разное время к идее игры обращаются как античные философы, такие как Платон, Аристотель и Плотин, так и основатели, и исследователи психоанализа: З. Фрейд [18], Ж. Лакан, Э. Кассирер. А также культурологи и феноменологи: Й. Хейзинга [20], М. Элиаде [24], Х.-Г. Гадамер, (рассматривавший игру сквозь призму праздника) [6], Э. Гуссерль и другие.
Целью данного исследования является анализ понятия игры как культурного и социального и антропологического феномена. Сравнительный анализ различных подходов к феномену игры как культурной цивилизационной модели и способа познания на протяжении истории европейской мысли, а также описание игровых моделей обучения составляет методологическую основу исследования. Задачей исследования является рассмотрение игры как феномена, лежащего в основании цивилизации и культуры.
Голландский философ и культуролог Йохан Хейзинга утверждает, что игра «как общественный импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, заставляла расти формы архаической культуры. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивал играючи с уровня материального на уровень мысли. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных соревнованиях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Культура в ее древнейших формах “играется”. Она происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, — она развивается в игре и как игра. Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре» [20].