По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Идейно-тематическое своеобразие детского советского кинематографа

Бернатоните Ада Казимировна ФГБОУ ВО «Томский государственный
педагогический университет» Россия, 634061, Томск, ул. Киевская, 60, e-mail: ada_bernaton@inbox.ru

В данной статье проанализирован аспект взаимосвязи темы в детском советском кинематографе с его обязательной идеологической составляющей. Идея имеет как воспитательно-пропагандистскую природу, так и обозначает различные аспекты выхода из социальных и духовных тупиков, в которых оказывается ребенок. Кинематограф для детей в Советском Союзе представлял визуализацию разрешения возрастных проблем. В статье идея и тема представлены и внутри жанра, который в детском кинематографе обретал многогранность и вариативность именно благодаря развитию сюжета. Сюжет заключал в себе идейно-тематическое единство и становился вектором для формирования жанровой эклектики в кино для детей. В статье представлена жанровая специфика сказки и фантастики, сформулированы особенности жанра приключения, который содержит в себе не только авантюрные и героические сюжетные линии. В советском кинематографе к приключениям относятся и события из школьной жизни, и фильмы о животных, и истории из повседневности; в данном случае именно на примере этого жанра можно сделать вывод, что границы жанра в детском советском кинематографе определяются именно структурой идеи и развитием темы.

Литература:

1. Марголит Е. Гражданская для самых маленьких // Сеанс. Сайт о кино «Чапаев» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chapaev.media/articles/7453 (дата обращения 10.03.2019).

2. Кичин В. Зрителю, который не может ждать // Искусство кино. — 1974. — № 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chapaev.media/articles/2729 (дата обращения 10.03.2019).

3. Притуленко В. Тени в раю. Детское кино тоталитарной эпохи // Искусство кино. — 1993. — № 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chapaev.media/articles/3015 (дата обращения 10.03.2019).

4. Быков Р. До и после «Чучела» // Юность. — 1985. — № 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chapaev.media/articles/2603 (дата обращения 10.03.2019).

Статья поступила 10.03.2019 г.

Советский кинематограф у истоков своей истории стремился не столько к чистоте жанров, сколько к тщательной проработке и визуализации темы. Текст был не менее важен, чем его кинематографическое воплощение. Фильм по своей семантической природе опирался на литературу, перенося образы вербальные на экран. Сюжет не допускал случайностей, и очень редки были импровизации и находки в процессе создания фильма. Отходить от поставленных и прописанных целей и задач можно было только в рамках литературного текста. Доминирование текста было связано с идеологической направленностью советского кинематографа. Но идейность, идеологичность, идеологизация — это свойство кинопродукции любой страны и любого временного отрезка. Кинематограф, как никакой другой вид искусства, носит массовый характер и влияет на самоощущение и национальное самосознание как общества в целом, так и отдельных его групп. С помощью кино можно внушить любую мысль и подчинить личность доминирующим на данном отрезке времени идеям. Все страны, где кинематограф стал «полем сражения» за человеческие души, не стеснялись говорить о собственных идеологических приоритетах: СССР, Америка, Германия в первую очередь.

Детское кино, ориентированное на разные возрастные группы, во всей своей многомерности существовало только в Советском Союзе и было неотъемлемой частью советского кинематографа. Фильмы для детей являлись фундаментом идеологической основы и предлагали определенные модели поведения как для взрослого (родителей или педагогов), так и для ребенка. Картины делились на категории по возрастам, как и литература, то есть для младшего, среднего, старшего школьного возраста. Часто даже в название фильма выносился класс, например, «Чудак из 5 Б». Кинематограф визуализировал проблемы детей определенного возраста и показывал различные аспекты выхода из тупиковой ситуации. Были обозначены те поведенческие модели, которые ребенок мучительно ищет, но не может найти. Просмотр фильма способствовал оптимальному нахождению выхода как из частной (например, вранье, неумение наладить контакт со сверстниками), так и из более общей проблемы (такие, как отношения с учителем, патриотизм, профессиональные честь и достоинство).

Для Цитирования:
Бернатоните Ада Казимировна, педагогический университет», Идейно-тематическое своеобразие детского советского кинематографа. Вопросы культурологии. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: