Статья поступила 10.03.2019 г.
Советский кинематограф у истоков своей истории стремился не столько к чистоте жанров, сколько к тщательной проработке и визуализации темы. Текст был не менее важен, чем его кинематографическое воплощение. Фильм по своей семантической природе опирался на литературу, перенося образы вербальные на экран. Сюжет не допускал случайностей, и очень редки были импровизации и находки в процессе создания фильма. Отходить от поставленных и прописанных целей и задач можно было только в рамках литературного текста. Доминирование текста было связано с идеологической направленностью советского кинематографа. Но идейность, идеологичность, идеологизация — это свойство кинопродукции любой страны и любого временного отрезка. Кинематограф, как никакой другой вид искусства, носит массовый характер и влияет на самоощущение и национальное самосознание как общества в целом, так и отдельных его групп. С помощью кино можно внушить любую мысль и подчинить личность доминирующим на данном отрезке времени идеям. Все страны, где кинематограф стал «полем сражения» за человеческие души, не стеснялись говорить о собственных идеологических приоритетах: СССР, Америка, Германия в первую очередь.
Детское кино, ориентированное на разные возрастные группы, во всей своей многомерности существовало только в Советском Союзе и было неотъемлемой частью советского кинематографа. Фильмы для детей являлись фундаментом идеологической основы и предлагали определенные модели поведения как для взрослого (родителей или педагогов), так и для ребенка. Картины делились на категории по возрастам, как и литература, то есть для младшего, среднего, старшего школьного возраста. Часто даже в название фильма выносился класс, например, «Чудак из 5 Б». Кинематограф визуализировал проблемы детей определенного возраста и показывал различные аспекты выхода из тупиковой ситуации. Были обозначены те поведенческие модели, которые ребенок мучительно ищет, но не может найти. Просмотр фильма способствовал оптимальному нахождению выхода как из частной (например, вранье, неумение наладить контакт со сверстниками), так и из более общей проблемы (такие, как отношения с учителем, патриотизм, профессиональные честь и достоинство).