Проблема государственности как формы бытия человека и общества не есть вопрос праздного времяпрепровождения, поскольку окружающая реальность, частью которой мы являемся, так или иначе связана с государством и его институтами. Надо заметить, тема природы и сущности государства рассматривалась многими мыслителями, среди которых мы остановимся на воззрениях некоторых античных философов и историков, таких как Платон, Аристотель, Макробий. Особенности осмысления сущности и назначения государства отразились не только в философских трактатах, но и в исторических трудах историков античного мира (например, Плутарха, Тита Ливия). Безусловно, сами античные историки находились под несомненным влиянием своей культурной традиции, воспринимая и описывая государство и институты власти в целом так, как было принято в современном для них обществе.
Наследие древней философской мысли было пронесено через столетия последующего времени как великая драгоценность, достояние человечества. «Полис изначально не скопление жилищ, а место общественных собраний, пространство, отведённое для гражданских дел… И означает это ни больше ни меньше, как открытие нового пространства, куда более нового, чем пространство Эйнштейна», — отмечал в начале ХХ в. испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет [7. С. 143]. В период эллинизма к теме природы и сущности государства обращались многие мыслители, в том числе неоплатоники. Надо признать, значение правовой организации в социальном бытии общество Древней Греции понимало достаточно ясно. Не случайно Г.Ф. Шершеневич, начиная исследования сущности государства и права, прежде всего, обращается к древнегреческому мифу, согласно которому люди получили от богов «общественный инстинкт»[8, 4] в качестве средства для выживания. Постепенно представления греков о государстве и праве систематизировались и приняли форму философских учений.
Согласно устоявшейся с древних времён традиции, под государством принято понимать политическое объединение, содействующее развитию общества. В античной культуре полисное законодательство воспринималось как несомненная ценность. Именно полис стал прообразом европейских государств. Сократ, несмотря на несправедливость смертного приговора, вынесенного ему в Афинах, не стал бежать из города, приняв смерть как акт, подчёркивающий приоритет государственного решения (пусть и ошибочного) над частным интересом. Аристотель писал, что именно государство является тем способом общественного бытия, при котором наиболее полно оформляется природа человека. Мыслитель делал акцент на том, что вне государства могут жить либо боги, либо животные; человеку же свойственно жить в государстве. В учении Платона идеальное государство соответствовало идеям высшего блага. В трактате «Государство» особое значение философ придаёт категории справедливость. Поэтому в государстве не следует видеть исключительно рациональный способ существования общества, поскольку на ведущие места ставятся этические качества людей, делающие человеческое бытие угодным богам или оправданным перед богами. Платон видит в государстве, прежде всего, сурового, подчас жестокого, воспитателя. «Политический платонизм превращается в учение об исправлении рода человеческого, как не вполне удачного эксперимента богов» [1, 538]. Платон в диалоге «Евтифрон» вкладывает в уста участника беседы следующее умозаключение: «Скажу тебе лишь попросту, что если кто умеет говорить или делать что-либо приятное богам, вознося молитвы и совершая жертвоприношения, то это благочестиво и подобные действия оберегают и собственные дома, и государственное достояние» [5]. Таким образом, здесь ясно прослеживается идея, согласно которой государственная деятельность представляется делом благочестивым и богоугодным. Это практически отражалось на многих сторонах социальной и государственной жизни общества (например, находило своё выражение в сфере права, где преступления против государства карались более жёстко, чем деяния против частных лиц, или в особенностях процесса закладки города как неотъемлемого атрибута государства). Так, в «Жизнеописаниях» Плутарха подробно описывается процесс основания города Рима. Действительно, Ромул, прежде чем закладывать город, провёл ряд религиозных обрядов, предположительно этрусского происхождения [3, 61; 6]. Люди, возглавившие, инициировавшие процесс закладки города, пользовались огромным уважением. Макробий в 9-й главе комментариев на «Сон Сципиона» пишет: «Не попусту, не из-за напрасной лести древние причисляли основателей городов, либо выдающихся государственных мужей к числу богов» [2]. В немалой степени по этой причине общество ожидало от представителей государственной власти поведения, способного послужить примером высокой морали, задать парадигму образа жизни для остальных граждан, по сути воплощать истинный образ человека.