В регистр войдут, сообщает РИА «Новости», Ф. И. О., дата и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение гражданина. Вестись и дополняться ресурс будет ФНС на основании имеющихся у неё данных, а также сведений МВД, Минобороны, Минобрнауки (портфолио каждого студента и школьника?) и государственных внебюджетных фондов (о них хотелось бы знать поподробнее…). «Говоря простыми словами, появится электронный список всех граждан страны. Похоже, старые добрые переписи населения станут историей, все данные о людях будут в режиме онлайн стекаться в какой-то большой государственный компьютер», — писала правительственная «Российская газета» прошлым летом.
Принятый закон вступает в силу с 1 января 2022 года, а ряд норм — с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года.
Оптимисты, к которым относятся и госслужащие, предполагают, что система будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении мер социальной поддержки и уклонении от уплаты налогов, а также сборов и других обязательных платежей.
Пессимисты почему-то уверены, что персональные данные, собранные в одном месте, могут стать лёгкой добычей всевозможных хакеров и кибермошенников, которые, взламывая серверы или покупая BIG DATA («большие данные») на чёрном или виртуальном рынке, смогут вмешиваться в жизнь любого законопослушного гражданина. Узнавать о финансовом состоянии членов семьи, адресах и стоимости недвижимости, привычках и предпочтениях хозяев, лицевых счетах, оплаченных чеках в кафе и аптеках. Возможно, самые продвинутые научатся определять, и когда хозяева отсутствуют в своих «пенатах»? Например, по купленным электронным билетам к морю или по факту регистрации в коронавирусной больнице в «Коммунарке» на излечении?.. Пессимисты, расфантазировавшись, вспоминают и западные триллеры вроде «Идентификации Борна», где некие силовые (или криминальные) структуры «стирали» данные неугодного человека, блокировали его счета, вычисляли ближний и дальний круг родных и просто знакомых «жертвы» и устраивали преследование по всем правилам «загонной охоты»… Законченные пессимисты опасаются, что сделан неосторожный шаг к настоящему «электронному концлагерю», в котором не останется места приватной территории, личной тайне и частному пространству человека. Эти опасения, конечно же, очень похожи на горячечный бред…