По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 174

Идеология как система ценностей

Макаревич Эдуард Федорович доктор социологических наук, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: edward.makarevich@mail.ru

В статье рассматривается проблема идеологии в российском обществе, где идеология детерминирована требованиями Конституции РФ в части необходимого идеологического многообразия. Отсюда идеология получила некий предел, который лишил ее возможности быть мобилизующей силой всего общества. И взгляд Маркса на идеологию как на «ложное сознание» в данном случае подтверждает это. Но мобилизационную силу идеологии может вернуть единство ценностей, рассматриваемое как идеологическая система, через призму которой оценивается реальность и выстраивается программа действий. Интегральная система ценностей, ориентированная по вектору такой фундаментальной ценности, как патриотизм, придавая идеологии ценностное качество, делает ее своеобразным социальным «цементом», а потому сплачивает людей. Одновременно такая система ценностей освобождает идеологию от того предела в ее развитии, который заключается в необходимости идеологического многообразия, заменяя его ценностным единством, воспринимаемым большей частью населения страны и заслуживающим того, чтобы быть сохраненным. Причем большинство воспринимают эти ценности как свои.

Литература:

1. Грамши А. Тюремные тетради. Ч. 1. 1999 [Электронный ресурс] // Гражданское общество в России. — URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Gramshi,tetradi.pdf [архивировано в WebCite].

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Изд. 2-е. — Т. 1. Статья «К критике гегелевской философии права». — М.: Политиздат, 1955.

3. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014.

4. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 15 т. — Т. 14. Из записных книжек. 1877–1891. — М.: Книжный клуб «Книговек», 2010.

5. Electing the president 2004. The insider's view / Ed. by K.H. Jamieson, P. Waldman. — Philadelphia, 2001.

Идеология как система взглядов, идей, теорий, представлений, выражающая интересы определенных социальных групп, классов, всего общества, система, интерпретирующая социальную реальность, в конце концов задает программу действий для власти, для политической партии.

В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс назвали идеологию «ложным сознанием», в том числе имея в виду позицию младогегельянцев, призывавших изменить сознание людей, а не окружающий мир. «Ложным» потому, что взгляды одной социальной группы или класса, как правило, «уходящих», могут навязываться всему обществу. В этом случае для общества их взгляды становятся «ложным сознанием». Но идеология неизбежна, когда встает необходимость объединения людей для решения определенной исторической задачи, когда один класс идет на смену другому, эволюционно или революционно преобразуя мир, или когда необходимо добиться победы в войне. И тогда идеология, будь она идеей либерализма, коммунизма, национализма, рынка, свободы, демократии, независимости, становится содержанием массовых коммуникаций.

При этом идеология превращается, по словам итальянского коммунистического теоретика А. Грамши, в социальный «цемент» [1]. А доминирующая сила социальных изменений, будь то класс, социальная группа, используя массовые коммуникации, обеспечивает моральное, политическое, интеллектуальное превосходство и лидерство над всеми остальными классами, группами и кланами.

Но это все касается изменения окружающего мира, а в конечном счете завоевания власти. А когда власть взята, встает проблема стабильности, то есть поддержания существующего социального порядка. При этом класс, находящийся у власти, стремящийся оставаться передовым классом, не должен скатываться к иллюзорному видению действительности, не должен болеть «ложным сознанием». Для этого он должен поддерживать «истинное сознание». Формулу такого поддержания А. Грамши определил так: во-первых, воспроизводство материальных условий социальной жизни; во-вторых, постоянное воспроизводство широко разделяемых убеждений и ценностей, не входящих в противоречие с объективным процессом исторического развития.

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Идеология как система ценностей. Ученый совет. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: