По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.01 DOI:10.33920/nik-02-2503-02

Идеологическая преемственность отечественного графического дизайна

Абакумов Лев Иванович заведующий кафедрой дизайна Московского гуманитарного университета, Член Союза международной ассоциации союза дизайнеров (МОАСД), Член союза дизайнеров Москвы, профессор, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, lev.ab@mail.ru

В статье рассматривается взаимосвязь графического дизайна и преемственности с позиций понимания мировоззренческих аспектов, способов анализа и оценки соотношений современных и традиционных ценностей в национальном дизайне, а также их трендов в формировании профессионализма отечественного дизайнера.

Литература:

1. Вартанова Л.К. Методы и приемы дизайн-мышления при проектировании в графическом дизайне. Горизонты гуманитарного знания. — 2023. — № 2. — С. 3–12.

2. Зинюк О.В. Повышение эффективности компьютерного компонента дизайн-образования на базе использования нейросетей. В сборнике: Высшее образование для XXI века: Высшая школа России в условиях глобальных вызовов, рисков, угроз. Доклады и материалы XIX Международной научной конференции. — Москва, 2024. — С. 203–207.

3. Михайлова А.С. Полилинейный подход в современном представлении истории дизайна // Техническая эстетика и дизайн-исследования. — Т. 1. — 2019. — № 1. — С. 17–24.

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document (дата обращения: 23.10.2024).

5. Уэйншенк C. 100 новых главных принципов дизайна. — СПб.: Питер, 2020. — 287 с.

1. Vartanova L.K. Methods and techniques of design thinking in designing in graphic design. Horizons of humanitarian knowledge. — 2023. — No. 2. — P. 3–12.

2. Zinyuk O.V. Increasing the efficiency of the computer component of design education based on the use of neural networks. In the collection: Higher education for the 21st century: Higher school of Russia in the context of global challenges, risks, threats. Reports and materials of the XIX International scientific conference. — Moscow, 2024. — P. 203–207.

3. Mikhailova A.S. Multilinear approach in the modern presentation of the history of design // Technical aesthetics and design research. — Vol. 1. — 2019. — No. 1. — P. 17–24.

4. Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values" [Electronic resource]. — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document (date of access: 23.10.2024).

5. Weinschenk S. 100 new main principles of design. — St. Petersburg: Piter, 2020. — 287 p.

Высокая значимость традиционных ценностей, лежащих в основе идеологической преемственности всех сфер жизнедеятельности Российского государства, определены Президентом Российской Федерации Путиным В.В.: «Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство». К традиционным ценностям отнесены высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России [4].

Связь в преемственности поколений образуется через молодежь, в развитии человеческой истории, каждого конкретного общества. С переходом общества на более высокие ступени развития проблемы преемственности обретают все большее значение. В полном (широком) смысле содержание молодежной политики включает целую совокупность направлений деятельности, которая позволяет осуществить полноценный процесс преемственности поколений во всех сферах и на всех участках жизнедеятельности общества и необходимое регулирование этого процесса в соответствии с общими целями и стратегией общественного развития. Это: демографическая политика; образовательная политика, в том числе воспитательная; культурная политика, в том числе физического развития; социальная политика в отношении молодежи (труд, быт, досуг и т. п.).

В контексте преемственности традиционных ценностей графический дизайн можно рассматривать как составляющую культурной, образовательной и воспитательной политики.

Преемственность отечественного графического дизайна восходит к его корням, уходящим в начало XX века, когда русские художники начали активно экспериментировать с формой и цветом, создавая уникальные визуальные языки, а искусство и функциональность соединяются в единое целое. С каждым историческим этапом наследие предков адаптировалось к современным условиям, формируя уникальный стиль, который стал своего рода культурным кодом. Множество культурных влияний переплетались, формируя мозаичный характер дизайнерского искусства. От авангарда XX века до постсоветского ренессанса каждая эпоха оставляла свой след, создавая непрерывный тренд, связывающий традиции с инновациями. Современный российский графический дизайн сочетает в себе уважение к историческому наследию и стремление к инновациям, создает уникальный облик, который отражает изменения в обществе и культуре.

Для Цитирования:
Абакумов Лев Иванович, Идеологическая преемственность отечественного графического дизайна. Ученый совет. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: