По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.613 (575.2) DOI:10.33920/pol-01-2105-07

Идентичность кыргыза: историко-социальное исследование (I часть)

Исра Шенгул Чеби Национальная академия наук Кыргызской Республики Кыргызская Республика, г. Бишкек, 720082, E-mail: scebihan@gmail.com

Идентичность — это выражение самоопределения и позиционирования личности. Она дает ответ, кто есть человек и каково его мировоззрение. Это определение существования и принадлежности. Это объясняет, что представляет собой человек как в социальном, так и в психологическом плане. Понятно, что тема нашего исследования — идентичность — является понятием, объясняющим причастность, чем мы владеем совместно с людьми и что выделяет человека из числа других. Исходя из этого определения, можно сказать, что идентичность — это делить с кем-то определенные вещи, и на основе этих общих вещей человек отделяется от других групп и приближается к группе, к которой чувствует причастность. В этом понимании идентичность определяется не нормами, характеризующими культуру определенного периода, а существованием сообщества людей, разделяющих общее наследие, такое как язык и история: «…наша идентичность отражает наш общий исторический опыт и общие культурные кодексы, которые дают нам как «народу» стабильные, неизменные и постоянные ссылки и семантические рамки под меняющимися различиями и изменениями нашей истинной истории». Соответственно, мы можем определить кыргызскую идентичность через «общую культуру, общую историю и своего рода коллективную реальную идентичность, разделяемую всеми членами клана». Однако кыргызская идентичность принимает культурную идентичность как реальность, принадлежащую как будущему, так и прошлому. В этом направлении кыргызская идентичность — это также позиционирование, сформированное в рамках историко-культурных дискурсов. В свете этой информации в этом исследовании мы раскроем исторические корни кыргызской идентичности.

Литература:

1. Akayev A. Kırgız Devlet Geleneği ve Manas. — Çev: Safiha İbrahimova, Ergeşbay Rahmanov, Tuğba Şimşek. — DA Yayıncılık. — İstanbul, 2003. — S. 26.

2. Акаев А. Стратегия социально-экономического развития Республики Кыргызстан и первоочередные задачи. — Бишкек, 1997. — C. 1251.

3. Вопросы этнической истории киргизского народа. — Фрунзе, 1989. — C. 8–9.

4. Для происхождения кыргызов см.: Rüstam Abdumanapov. «Kırgızların Kökeni Meselesi» / Bilim ve Ütopya. — Çev: Ahsen Batur. — C: 14, S: 171. — İstanbul, Eylül 2008.

5. Aristov A. N. Türk Halkların Etnik Yapısı. — Çev: D. Ahsen Batur, Selenge Yayınları. — İstanbul, 2014. — S. 317–328.

6. İbrahim Kafesoğlu Türk Milli Kültürü. — Ötüken Yayınları. — İstanbul, 2020. — S. 536–555.

7. Rox Jean Paul Orta Asya Tarih ve Uygarlık. — Çev: Lale Arslan, Kabalcı Yayınları. — İstanbul, 2006. — S. 210.

8. Sharon Baştuğ «Asya Bozkırlarındaki Altaylı Göçeblerde Kabile, Federasyon ve Devlet» / Toplum ve Bilim. — No: 69. — Bahar 1996. — S. 150–168.

9. Lawrence Krader Peoples of Central Asia. — Indiana University (Uralic and Altaic Series). — Bloomington, 1966. — S. 61.

10. Труды кыргызской археолого-этнографической экспедиции. — T: III, Редактор: Г. Ф. Дебетс, Изд. Академии наук Кыргызской ССР. — Фрунзе, 1959. — бет. 233.

11. Kabılbekova Tamara «Kırgız Halkının Ortaya Çıkışı» / Bilig-4. — Kış 1997. — S. 39.

12. Кляшторни С. Г., Мокеев А., Мокринин В. П. Основные этапы этногенеза народа // Тюркология-88. — M

2. — Фрунзе, 1988.

13. Хэввит Ричард Манас-жоголгону табылды. — Бишкек, 2013.

14. Кыргыздардын Теги. Тезиси Мэждународной Научной Конференции Посвященной 1000-летию эпоса «Манас». 22–24 Сянтября 1994 г. — Бишкек 1996. — бет. 6–8, 12–16, 89–93.

15. Кыргыздардын жана кыргызстандын тарыхый булактары. — T: II. — Даярдаган: K. Жусаев, А. Мокеев, Д. Сапаралиев, Которгон: Калык Ибраимов. — Бишкек, 2003ж. — бет. 18.

16. Taşağıl Ahmet Çin Kaynaklarına Göre 840 Yılından Önce Kırgızlar. — Bilge Kültür Sanat. — İstanbul, 2021. — S. 77.

17. Акеров T. Древние кыргызы и великая степь. — C. 70.

18. Насырдинтегин T. Барсбек — кыргыздардын каганы. — Бишкек, 1993.

19. Orkun N. H. Eski Türk Yazıtları. — TDK, C: I. — Ankara, 1988. — S. 9.

20. Бактыгулов Д. Формирование кыргызского народа // Этнокультурные и этногенетические процессы в древности и Средневековье в Центральной Азии. — Бишкек, 1996. — C. 164.

21. Джуманалиев T. Хрестомания по древней и средневековой истории Кыргызстана (в VII–XIII вв. до н.э.). — T. 1. — Бишкек, 2007. — C. 10–58.

22. Бернштам А. Н. Кыргыз жана Кыргызстандын тарыхы жана археогониясы боюнча тандалган эмгектер. — Дяардаган: С. Мамбеталиев, — Бишкек, 2004. — бет. 89–95.

23. Чоротеин T. Этнические ситуации в тюркских регионах Центральной Азии домонгольского времени по мусульманским источникам IX–XIII вв. — Бишкек, 1995. — C. 31.

24. Бартольд В. Записки Императорской Академии наук: отчет о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893–1894 гг. — Т. 1, ч. 4. — Нобель Пресс. 2011. — C. 125.

25. Малявкин A. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: тексты и исследования. — Новосибирск, Наука, 1989. — C. 41–42.

26. Karayev Ömürkul. Kırgızistan’ın Etnik Tarihi ve Kırgız Halkının Oluşumu / Bağımsız Kırgızistan-Düğümler ve Çözümler. — Haz.: Emine Gürsoy Naskali, Kültür Bakanlığı Yayınları. — Ankara, 2001. — S. 21.

27. Türk Tarihi İçinde Kırgızlar. Harp Akademileri Basımevi. — İstanbul, 1993, — S. 11.

28. Евтухова Л. А. Археологические памятники кыргызов (хакасов). — Абакан, 1948 г. — C. 4.

29. Бартольд В. Кыргызы (исторический очерк). — Фрунзе, 1943. — C. 13.

30. Barthold V. Orta Asya Tarih ve Uygarlık. — Çev: D. A. Batur, Selenge Yayınları. — İstanbul, 2010. — S. 191.

31. Taşağıl Ahmet «Çin Kaynaklarına Göre 840 Yılından Önce Kırgızlar» / Türkiyat Araştırmaları. — S: 8. — 2010. — S. 499–510.

32. Бутанаев В. Я.,. Худьяков Ю. С. История енисейскиз кыргызов. — Абакан, 2000. — C. 62.

33. T. Джоротегин T. Мамлекеттуулугубуздун тарыхый башатына сереп салуу // Кыргыздар. T. В. — Бишкек, 2004. — бет. 230–231.

34. Çorotekin T. Kırgızistan Cumhuriyeti / Türkler II. — Çev: Nurgül Moldalieva, Yeni Türkiye. — Ankara, 2002. — S. 462.

1. Askar Akayev Kırgız Devlet Geleneği ve Manas. — Çev: Safiha İbrahimova, Ergeşbay Rahmanov, Tuğba Şimşek, — DA Yayıncılık. — İstanbul, 2003. — S. 26.

2. Askar Akaev StrategiyaSotsial`no-эkonomiçeskogo razvitiya Respubliki Kırgızstan i pervooçerednıe zadaçi. — Bişkek, 1997. — S. 1251.

3. Vıoprosı Etniçeskoy İstorii Kirgizskogo Naroda. — Frunze. 1989. — s. 8–9.

4. For the origin of the Kyrgyz, see: Rüstam Abdumanapov. «Kırgızların Kökeni Meselesi» / Bilim ve Ütopya. — Çev: Ahsen Batur. — C: 14, S: 171. — İstanbul, Eylül 2008.

5. Aristov A. N. Türk Halkların Etnik Yapısı. — Çev: D. Ahsen Batur, Selenge Yayınları. — İstanbul, 2014. — S. 317–328.

6. Kafesoğlu İbrahim Türk Milli Kültürü. — Ötüken Yayınları. — İstanbul, 2020. — S. 536–555.

7. Rox Jean Paul Orta Asya Tarih ve Uygarlık. — Çev: Lale Arslan, Kabalcı Yayınları. — İstanbul, 2006. — S. 210.

8. Sharon Baştuğ «Asya Bozkırlarındaki Altaylı Göçeblerde Kabile, Federasyon ve Devlet» / Toplum ve Bilim. — No: 69. — Bahar 1996. — S. 150–168.

9. Lawrence Krad. Peoples of Central Asia. — Indiana University (Uralic and Altaic Series). — Bloomington, 1966. — S. 61.

10. Trudı Kirgizskoy Arheologo-Etnografiçeskoy Ekspeditsii. — T. III. — Ed: G. F. Debets, İzd. Akademii Nauk Kirg. SSR. — Frunze, 1959. — S. 233.

11. Kabılbekova Tamara «Kırgız Halkının Ortaya Çıkışı» / Bilig-4. — Kış 1997. — S. 39.

12. Klyashtorny S. G., Mokeev A., Mokrınin V P. «Osnovnıe Etapı Etnogenezisa Kirgizskogo Naroda» // Tyurkologiya88. — M 2. — Frunze, 1988.

13. Hewwi Richard. Manas-Cogolgonu Tabıldı. — Bişkek, 2013.

14. Kırgızdardın Tegi. Tezisı Mejdunarodnoy Nauçnoy Konferentsii Posvyaşennoy 1000-letiyu eposa «Manas». — 22–24 Sentyabrya, 1994. — Bişkek, 1996. — S. 6–8; 12–16; 89–93.

15. Kırgızdardın Cana Kırgızstandın Tarıhıy Bulaktarı. — T. II. — Hzl: K. Cusaev, A. Mokeev, D. Saparaliev, Çev: Kalık İbraimov. — Bişkek, 2003. — S. 18.

16. Taşağı Ahmet Çin Kaynaklarına Göre 840 Yılından Önce Kırgızlar. — Bilge Kültür Sanat. — İstanbul, 2021. — S. 77.

17. Akerov T. Drevnie Kırgızı i Velikaya Step. — S. 70.

18. Nasırdintegin T. Barsbek-Kırgızdardın Kağanı. — Bişkek, 1993.

19. Orkun N. H. Eski Türk Yazıtları. — TDK, C: I, — Ankara, 1988. — S. 9.

20. Baktıgulov D. «Formirovanie Kırgızskogo Naroda.» // Etnokul’turme i Etnogenetiçeskie Protssesı Vdrevnosti i Srednevekov’e v Tsentral’noy Azii, — Bişkek, 1996. — S. 164.

21. Djumanaliev T. Hrestomatiya po Drevney i Srednevekovoy İstorii Kırgızstana. (VII v.do.n.e-naç. XIII v.) — T.

1. — Bişkek, 2007. — S. 10–58.

22. Bernştam A. N. Kırgız Cana Kırgızstandın Tarıhı Cana Arheologiyası Boyunca Tandalgan Emgekter. — Hzl: S. Mambetaliev. — Bişkek, 2004. — S. 89–95.

23. Çorotein T. Etniçeskiye Situatsii v Tuyrkskih Regionah Tsentral’noy Azii Domongol’skogo Vremeni po Musul’manskim İstoçnikam IX–XIII vv. — Bişkek, 1995. — S. 31.

24. Barthold V. Zapiski Imperatorskoy Akademii Nauk: Otçet O Poezdke V Srednyuyu Aziyu S Nauçnoyu TSel`yu. 1893–1894. — Tom 1, Çast 4. — Nobel Press. 2011. — S. 125.

25. Malyavkin A. G. Tanskie hroniki o Gosudarstvah Tsentral’noy Azii: Tekstı i İssledovaniya. — Novosibirsk, Nauka, 1989. — S. 41–42.

26. Karayev Ömürkul «Kırgızistan’ın Etnik Tarihi ve Kırgız Halkının Oluşumu» / Bağımsız Kırgızistan-Düğümler ve Çözümler. — Haz.: Emine Gürsoy Naskali, Kültür Bakanlığı Yayınları. — Ankara, 2001. — S. 21.

27. Türk Tarihi İçinde Kırgızlar. Harp Akademileri Basımevi. — İstanbul, 199. — S. 11.

28. Evtyuhova L. A. Arheologiçeskie Pamyatniki Kırgızov (Hakasov). Abakan, 1948. — S. 4.

29. Barthold V. Kirgizı (İstoriçeskiy Oçerk). — Frunze, 1943. — S. 13.

30. Barthold V. Orta Asya Tarih ve Uygarlık. — Çev: D. A. Batur, Selenge Yayınları. — İstanbul, 2010. — S. 191.

31. Taşağıl Ahmet «Çin Kaynaklarına Göre 840 Yılından Önce Kırgızlar» / Türkiyat Araştırmaları. — S: 8. — 2010. — S. 499–510.

32. Butanaev V. Ya, Hudyakov Yu. S. İstoriya Eniseyskih Kırgızov. Abakan, 2000. — S. 62.

33. Çoroteğin T. «Mamlekettüülügübüzdün Tarıhıy Başatına Seresep Saluu» // Kırgızdar. T. V. — Bişkek, 2004. — S. 230–231.

34. Çorotekin T. «Kırgızistan Cumhuriyeti» / Türkler II. — Çev: Nurgül Moldalieva, Yeni Türkiye. — Ankara, 2002. — S. 462.

Статья поступила 24.01.2021.

Каждая нация и националистическое чувство обязательно связано с историческим происхождением. Создание идентичности требует в некотором смысле доказать «древность» нации. Извлечение истории общественности, интерпретация символов, полученных здесь, или изобретение новых символов на их основе требует путешествия в историю. В этом вопросе необходимо тщательно оценить слова президента кыргызского народа: «Когда я возвращаюсь в древние времена в своих мыслях, я вижу великий съезд кыргызских племен, имеющих кровные узы в Восточном Тянь-Шане. Самый уважаемый из правителей поднялся и обратился к представителям других племен, которые были там. Они предложили изменить свой прежний образ жизни, объединив свои силы и свои племена, которые были вынуждены защитить свои земли и партнера от нападок соседей. Для этого необходимо было создать вооруженный союз и установить отношения между племенами в определенном порядке. Я предполагаю, что этот мудрый правитель был помещен в белое полотно и поднят на воздух, чтобы выразить свою поддержку его авторитета и инициативы. Разве это событие, произошедшее 22 века назад, не является отправной точкой в истории кыргызского государства? Идея национального государства, сверкнула в IX веке во время мощного периода кыргызского ханства, других периодов истории, потухая, преодолела все препятствия и прожила до наших дней без потери целостности и сущности. 31 августа 1991 года произошло значительное событие в его истории. Независимое государство Кыргызстан было создано с равными правами с другими мировыми государствами. С созданием независимой Республики Кыргызстан осуществились самые заветные грезы в национальном сознании кыргызского народа в течение 22 веков» [1].

Формирование личности — сложная задача, требующая изучения этнической истории народа, культуры, экономики, языка и убеждений людей в исторической памяти людей и открытия результатов первых периодов возникновения. В этом контексте важно выявить историографию кыргызского народа и обосновать идентичность кыргызов. Но поскольку это исследование не является ориентированным на кыргызскую историю, целью статьи является выделить важные моменты, связанные с историческим размером кыргызской идентичности.

Для Цитирования:
Исра Шенгул Чеби, Идентичность кыргыза: историко-социальное исследование (I часть). Социальная политика и социальное партнерство. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: