По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

И верь, и бойся, и проси…

Марина Гаричян медиапродюсер и журналист 161.RU

Юрий Погребщиков был мэром Ростова после распада СССР. По каким правилам тогда жил город? В большом интервью Марине Гаричян он рассказал, кто из известных ростовчан просил возглавить ростовскую администрацию и какие проблемы пришлось решать в первую очередь. А еще — нужны ли прямые выборы мэра, что значит ипподром для Дона и какие принципы идут с ним по жизни.

— Вы стали мэром в 1991 году. Мне, рожденной в 1994-м, про это время известно в первую очередь по рассказам родителей, еще из документальных фильмов, статей. Каким вы его помните?

— Год, когда мне пришлось принять этот вызов, был для Ростова, конечно, не так драматичен, как в среднем по России. Ростов в этом смысле обладает своеобразным иммунитетом. После всякого рода резких политических сдвигов у него обязательно остается фора во времени, которая позволяет правильно сориентироваться в глобальных переменах. Так было в процессе революции 1917-го: года три Ростов еще жил по правилам, которые в нем до этого времени сложились, и они постепенно трансформировались. Я говорю не о власти, а о жителях города. Они умели себя адаптировать при любых вызовах.

В Ростове всегда была очень развита цеховая культура. Люди занимались ремеслом, за которое до 1990-х сажали в тюрьмы. Ростов славился прекрасными сапожниками, портными, была частным образом организована кулинария. Даже улицы асфальтировали бригады, созданные полуподпольно. Я знал людей, которых даже приговаривали к смертной казни за то, что они выпускали так называемые «китайские» сорочки — возили из Китая воротники и манжеты и шили их сами.

Эти люди спокойно восприняли изменение отношения к собственности. Очень спокойно. Благодаря моей команде в процессе руководства городом удалось соединить этих людей с определенными производственными мощностями, торговыми площадями в процессе проводимой нами приватизации. Состоялся быстрый переход Ростова в качестве жизни от строго планового социалистического подхода к рыночному. Эта специфика Ростова дала возможность горожанам без особых проблем пройти адаптационный период.

Другое дело — политическая сфера. Там был очень трудный момент для Ростова. В связи с полным разрушением планового хозяйства в городе фактически не было бюджета. Он полностью исчез. Достаточно сказать, что в первую неделю моего входа в кабинет руководителя администрации я столкнулся с тем, что платить за корм хищникам в зоопарке было нечем. Даже возникло предложение усыпить хищников. Не говоря уже о деньгах на подготовку к зиме или приведение в порядок дорог. Это была настоящая проблема. Но как ее ощущали горожане? Мало, очень мало. Команда, работавшая со мной, смогла сформировать бюджет, и способы формирования бюджета, когда я уходил, уже устойчиво существовали.

Для Цитирования:
Марина Гаричян, И верь, и бойся, и проси…. Глава местной администрации. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: