По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

И снова об оплате труда творческих работников

Татьяна Владимировна Русских канд. юрид. наук, доцент кафедры экологического, природоресурсного и трудового права Удмуртского государственного университета, г. Ижевск

Заработная плата, получаемая работником по трудовому договору, как правило, является для него единственным источником средств к существованию. В рамках настоящей статьи рассмотрены некоторые проблемы оплаты труда творческих работников в период, когда они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. В статье сделан вывод о том, что злоупотребление работодателями свободой, предоставленной им ч. 5 ст. 157 ТК РФ, приводит к значительному ухудшению положения творческих работников по сравнению с работниками других профессий. Вместе с тем нормыдифференциации не должны толковаться произвольно в нарушение Конституции РФ и основополагающих норм трудового права, носить дискриминационный характер. Сделан вывод о том, что свобода работодателя как стороны трудового договора даже в рамках института оплаты труда должна быть ограничена в определенных пределах. Предложены пути совершенствования действующего трудового законодательства.

Литература:

1. Рабинович-Захарин С.Л. Единство и дифференциация советского трудового права: Дис. канд. юрид. наук. — М., 1947. — 191 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 04.07.2020.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Российская газета. — № 256. — 31.12.2001.

4. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 07.05.2007. — № 19. — Ст. 2356.

5. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2020 по делу № 88-18146/2020 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2021).

6. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2021 по делу № 333950/2021 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2021).

7. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.09.2017 по делу № 3334952/2017 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2021).

Правовому регулированию труда присуща дифференциация, о которой еще в 1947 году писал С.Л. Рабинович-Захарин. Дифференциация, по его мнению, представляет собой один из методов правового регулирования трудового права и определяется как «всякие различия и градации в нормах, зависящие от тех или иных условий», а также как «различия в нормах трудового права для отдельных категорий работников, если эти различия вытекают из характера и содержания трудовых отношений» [1, с. 89].

Принятие дифференцированных норм имеет место тогда, когда цели и задачи трудового законодательства не могут быть достигнуты с помощью норм, носящих общий характер. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Соответственно, нормы-дифференциации не должны толковаться произвольно в обход Конституции РФ и основополагающих норм трудового права, носить дискриминационный характер.

Вместе с тем не все нормы действующего трудового законодательства, на наш взгляд, соответствуют обозначенным целям. Один из примеров — положение ч. 5 ст. 157 ТК РФ в том толковании, которое в настоящее время единогласно осуществляется работодателями и судами.

В соответствии со ст. 351 ТК РФ особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со ст. 252 ТК РФ устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных ст. 94, 96, 113, 153, 157 и 268 ТК РФ, также трудовыми договорами.

Для Цитирования:
Татьяна Владимировна Русских, И снова об оплате труда творческих работников. Музей. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: