По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

HR-процессы в бирюзовых организациях: от собеседования до увольнения

Бирюзовые организации их основоположники называют организациями будущего или живыми. В них отсутствуют KPI, контроль со стороны руководства, нет единоначалия. В чем суть этого подхода к подбору и подготовке персонала?

Алена Богданова

Высшее образование в области экономики и управления на предприятиях. Сертифицированный коуч (Женевский институт коучинга). Более 190 школ, курсов, семинаров. Эксперт в области подбора и оценки персонала. Генеральный продюсер видеопродакшен-бизнеса.

Термин ввел Фредерик Лалу в 2014 году. Изучив успешные мировые компании, он окрасил их в разные цвета. Те компании, в которых сотрудникам предоставлялось больше свободы, получили бирюзовый цвет. Финансовый рост и успешность у них очень высокие.

К такой организации бизнеса относится цифровой банк «Точка». Ориентирован банк на обслуживание предпринимателей. У него нет традиционных офисов и отделений. Внутренняя структура тоже отличается от всех. По словам одного из основателей банка, Бориса Дьяконова, все решения в нем принимает команда. И отменить эти решения не может ни высший состав, ни даже он сам. Ответственность тоже несет вся команда.

Мы привыкли к единоначалию. Последнее слово всегда остается за руководителем. Он же и «за все в ответе». Распространенное мнение: «Что это за руководитель, который не может в одиночку принять решение?»

Во главу угла бирюзовой компании выносится миссия наряду с эволюционной целью. Миссия и цель такой организации должны быть значимыми не внутри компании, а в первую очередь вне ее: на благо клиентов, общества (или сообщества) и даже государства в целом.

С таким подходом к организации управления компанией, естественно, меняются и ее HR-установки.

Как соискатель приходит на собеседование в обычную организацию? Он гуглит ее, получает о ней представление и старается заранее ей соответствовать: меняет под нее резюме, одевается в стиле, который может понравиться, отвечает на вопросы в том же духе, то есть «правильно и уместно», и т.д. В свою очередь, работодатель, пытаясь понравиться нужному ему кандидату, тоже старается создать о себе не всегда правдивое, но благоприятное и выгодное впечатление (маркетологи даже придумали направление «брендинг работодателя» или «как заманить нужного кандидата»). В итоге получается театральное или попросту лживое действо. Большинство из нас принимали в нем участие, играя предназначенную роль.

Для Цитирования:
HR-процессы в бирюзовых организациях: от собеседования до увольнения. Современная торговля. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: