Образование рассматривается как универсальная ценность, феномен имманентно присущий общественному развитию и определяющий стратегические цели и задачи государства в модернизации социальных доминант на конкретном этапе исторического развития1 . В условиях смены образовательной парадигмы образование предстает в числе важнейших ценностей человека, обеспечивая его становление и развитие, самореализацию в сфере личной карьеры. Роль педагога сводится не к передаче (трансляции) знаний, а ориентирована на мотивацию обучающегося к самостоятельному поиску, активному включению в познавательный процесс. Тем самым формируется важная способность к самообучению, обновлению и актуализации определенных навыков и умений.
Правоотношения, возникающие в социуме, получают полноценную реализацию при наполнении их гуманистической составляющей. Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) как идеология и практическая деятельность опирается на принципы равенства, справедливости и рассматривает человека как высшую ценность. Следует отметить возрастающую значимость гуманизма в современном обществе. Гуманизм являет собой позитивный общечеловеческий идеал2 и одновременно движущую силу общественного развития.
В свою очередь, гуманизация образования тесным образом связана с решением проблем взаимодействия личности и общества, изменением парадигмы социального развития в условиях качественного изменения экономики и производственных отношений. Развитие гуманистического общества опирается на целостно развитую личность, способную формировать и поддерживать социальные связи, обеспечивающие позитивную трансформацию социума3 . Идеологическая основа развития определенного социума обеспечивается за счет включения в образовательную деятельность гуманистических начал. При этом через трансляцию в процессе обучения социальных установок и базовых ценностей, решается задача социализации личности4 .