По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Гуманизация образования и демократический характер управления образованием как принципы государственной образовательной политики

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье раскрыт содержательный аспект принципов гуманистического характера образования и демократического характера управления образованием как одних из ключевых идей и реализации государственной образовательной политики на территории Российской Федерации. Последовательная реализация указанных принципов в отечественной системе образования будет способствовать решению задач социально-экономического развития государства, а также более полному обеспечению конституционного права граждан на образование.

Литература:

1. Бредихин А.Л. Правовая основа осуществления идеологической функции государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 6. С. 22–25.

2. Варлен М.В. Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 10. С. 87–94.

3. Володина О.В. Гуманизм как личностно-ориентированный идеал мироустройства // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 177

4. Воронцова Н.Л. Нравственные ценности в образовании: правовые и организационные аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 9. С. 47–50.

5. Ережипалиев Д.И. Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних // Адвокат. 2015. № 6. С. 37–45.

6. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Нормы образовательного права // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2016. № 4. С. 19–57.

7. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: комментарий статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Реформы и право. 2015. № 3. С. 18–32.

8. Крылова Н.В. Задачи демократизации управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2012. № 1 (5). С. 50–58

9. Миллер В.И. Философское познание сущности и многообразия природы права и гуманизма // Вестник Томского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 125

10. Николаев Б.В. Право на образование и международные стандарты Организации Объединенных Наций // Международное право и международные организации. 2014. № 2. С. 215–222.

11. Носырева Е.И., Фильченко Д.Г. Правовые возможности урегулирования конфликтов в системе высшего образования // Третейский суд. 2021. № 1. С. 161–168.

12. Смаковская Н.И. Государственная политика в области образования. Правовые основы деятельности педагога: учеб. пособие / Н. И. Смаковская; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. — С. 25

13. Чащин Е.Е. Административно-общественное управление как условие развития профессионально-педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. наук, Омск, 2003. С. 16

14. Шапцева О.С. Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса как современная тенденция развития образования // Журнал «Школа Будущего». 2014. № 3. С. 13.

Образование рассматривается как универсальная ценность, феномен имманентно присущий общественному развитию и определяющий стратегические цели и задачи государства в модернизации социальных доминант на конкретном этапе исторического развития1 . В условиях смены образовательной парадигмы образование предстает в числе важнейших ценностей человека, обеспечивая его становление и развитие, самореализацию в сфере личной карьеры. Роль педагога сводится не к передаче (трансляции) знаний, а ориентирована на мотивацию обучающегося к самостоятельному поиску, активному включению в познавательный процесс. Тем самым формируется важная способность к самообучению, обновлению и актуализации определенных навыков и умений.

Правоотношения, возникающие в социуме, получают полноценную реализацию при наполнении их гуманистической составляющей. Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) как идеология и практическая деятельность опирается на принципы равенства, справедливости и рассматривает человека как высшую ценность. Следует отметить возрастающую значимость гуманизма в современном обществе. Гуманизм являет собой позитивный общечеловеческий идеал2 и одновременно движущую силу общественного развития.

В свою очередь, гуманизация образования тесным образом связана с решением проблем взаимодействия личности и общества, изменением парадигмы социального развития в условиях качественного изменения экономики и производственных отношений. Развитие гуманистического общества опирается на целостно развитую личность, способную формировать и поддерживать социальные связи, обеспечивающие позитивную трансформацию социума3 . Идеологическая основа развития определенного социума обеспечивается за счет включения в образовательную деятельность гуманистических начал. При этом через трансляцию в процессе обучения социальных установок и базовых ценностей, решается задача социализации личности4 .

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Гуманизация образования и демократический характер управления образованием как принципы государственной образовательной политики. Юрист ВУЗа. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: