По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.037.2

Гуманитарные инновации в образовании. Музыкально-фонационная™ когнитивной деятельности студентов

Фурсов Валентин Владимирович кандидат философских наук, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО «МГПУ») Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, E-mail: vfursov@mail.ru
Новиков Сергей Борисович доцент ГАОУ ВО «МГПУ ИКИ», кафедра пения и хорового дирижирования Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, E-mail: info@mgpu.ru
Фурсов Илья Валентинович студент ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Россия, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1, E-mail: rsmu@rsmu.ru

Настоящая работа представляет новую инновационную методику стимуляции когнитивных процессов обучающихся и повышения резервов здоровых людей, находящихся в режиме интенсивной умственной или физической деятельности, средствами фонационных (голосовых) упражнений. В данной статье авторы описывают базовые принципы методики. Статья может представлять интерес для тех, чья деятельность связана с необходимостью усвоения и переработки больших объемов информации, кто испытывает высокие умственные или физические нагрузки: ученых, студентов, педагогов высших учебных заведений и т.п.

Литература:

1. Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. — М., 1977.

2. Новиков С.Б. Имитационные упражнения на начальном этапе вокальной подготовки будущих учителей пения // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 2.

3. Новиков С.Б. Роль массовой песни в воспитании молодого поколения новой России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 4.

4. Серебрякова Е.А. История развития музыкальной и вокальной терапии в древних цивилизациях // Вестник Башкирского университета. — 2014. — Т. 19, № 1.

5. Сорокина С.Е. Об использовании идей В.М. Бехтерева в качестве основы аудиовизуального воздействия / В сб.: Бехтерев и современная психология человечности: Сборник статей V Международной научно-практической конференции (к 130-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани) / Отв. ред. Л.М. Попов. — Казань, 2015.

6. Фурсов В.В. Мониторинг и социальное моделирование в системе подготовки педагогических кадров / В сб.: Подготовка педагогических кадров в системе столичного образования: Материалы городской научно-практической конференции. — М., 2010.

7. Фурсов В.В. Образование как когнитивная система. Синергетический подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2015. — № 10 (100).

8. Шушарджан С.В., Шушарджан Р.С., Еремина Н.И. Обоснование рефлекторно-резонансной теории акустических воздействий и перспективы использования технологий музыкальной терапии в восстановительной медицине // Вестник восстановительной медицины. — 2009. — № 3.

9. Apgar V., Beck J. Is My Baby All Right? // A Guide to Birth Defects. — New York: Trident Press, 1972.

Фонация как феномен, свойственный живым существам, несет в себе функциональность на уровне инстинкта, регулирующего жизнь животного мира и мира людей во многих ее проявлениях: крик — защита от нападения, крик — предупреждение об опасности, крик — призыв себе подобных.

Фонация проявляется с самого момента рождения ребенка. Крик, который новорожденный совершает, только родившись, уже многое несет и много значит. Крик новорожденного является одним из критериев, включенных в шкалу, разработанную выдающимся американским врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар для оценки дыхания, а в совокупности с другими критериями (такими как мышечный тонус, сердцебиение, цвет кожных покровов, рефлекторная возбудимость) и общего состояния новорожденного [9]. Эту шкалу, разработанную более чем полвека назад, ежедневно используют в своей практике неонатологи, акушеры и педиатры по всему миру. Крик новорожденного всегда звучит как музыка в ушах акушера-гинеколога, принимающего роды, поскольку именно он свидетельствует о том, что появившийся на свет ребенок успешно сделал первый шаг на пути адаптации к совершенно новым условиям существования.

Внутриутробно плод окружен плодными оболочками и находится в амниотической жидкости, роль которой также чрезвычайно важна для формирования плода. Поскольку в утробе плод не дышит, кислород, необходимый для жизнедеятельности, он получает из крови матери посредством плаценты и особых качеств собственной крови (в частности, наличия фетального гемоглобина, обладающего значительно большим сродством к кислороду), присущих только в антенатальном периоде развития. Воздух в легких плода отсутствует, а сами легкие находятся в коллабированном состоянии. Погруженный в амниотические воды, плод может проглатывать, аспирировать их. Такое состояние плода естественно, наличие амниотических вод в дыхательных путях плода является нормальным и физиологичным.

Но все меняется в момент рождения ребенка, новорожденный уже не получает кислород из крови матери и вынужден использовать дыхание, которым он не пользовался ранее — посредством легких. Так, первый крик младенца осуществляет важнейшие физиологические функции — эвакуацию жидкости из дыхательных путей и расправление легких для дальнейшего дыхания. Конечно же, первый крик новорожденного можно рассматривать как безусловно рефлекторный акт, но его целью, помимо вышеупомянутых, также является и поиск матери, привлечение ее и пробуждение в ней материнского инстинкта — она должна обеспечить его и пищей, и уходом, ведь в беззащитном состоянии он сделать этого не может. Так вместе начинают действовать, пускай еще на инстинктивном плане, физиологические и социально-психологические функции фонации.

Для Цитирования:
Фурсов Валентин Владимирович, Новиков Сергей Борисович, Фурсов Илья Валентинович, Гуманитарные инновации в образовании. Музыкально-фонационная™ когнитивной деятельности студентов . Ученый совет. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: