КАКИМ БЫВАЕТ ГОРОДСКОЕ ФЕРМЕРСТВО
Мировой рынок городского сельского хозяйства активно расширяется и уже исчисляется миллиардами долларов в год. Темп роста мирового рынка сити-ферм будет увеличиваться на 25,5 % с 2022 по 2030 год. Городское сельское хозяйство — тренд для экоактивистов, сторонников ЗОЖ и урбанистов. Разбираемся, как устроено сити-фермерство.
Идея производить продукты прямо в городе не нова. Эту практику использовали во времена войн и продовольственных кризисов. Например, в 1893 году жители Детройта, охваченного депрессией, сажали картошку на городских пустырях. Во время Первой и Второй мировых войн в Великобритании, Канаде и США появились «сады победы», где горожане выращивали овощи и фрукты для нужд населения. Такие стихийные мини-фермерства снижали нагрузку с основных пищевых производств, которые в первую очередь работали на нужды фронта.
Сегодня сити-фермерство снова становится востребованным фудтехнаправлением у городского населения, которое стабильно растет. Пусть небольшое, но свое, местное хозяйство снабжает горожанина экологически чистым продуктом «прямо с грядки». Расположенные максимально близко к рынку сбыта, сити-фермы гарантируют прозрачность цепочки поставок и просто хорошее качество продуктов — без консервантов, которые увеличивают сроки хранения продуктов, привезенных издалека, пестицидов и другой «химии». К тому же снижается углеродный след из-за очень короткой транспортной логистики.
Обычные методы ведения сельского хозяйства, напротив, сопряжены со значительными экологическими издержками. Этот сектор истощает запасы пресной воды, занимает большие участки земли и производит миллиарды тонн парниковых газов в процессе выращивания и транспортировки продукции. С городской фермой все иначе: ее можно обустроить в помещении, на небольшом участке земли или даже под землей, задействуя при этом минимум природных ресурсов.
Диксон Деспомье, профессор общественного здравоохранения и микробиологии Колумбийского университета: «Если бы каждый город в мире производил 10 % своей еды на территории города, это позволило бы ежегодно возвращать 34 тысячи квадратных метров земли под выращивание леса».