Предусматривается постепенный переход к новой системе: основную часть закона предложено ввести в действие с 1 января 2023 года, а отдельные вопросы до 1 января 2028 года.
Этот законопроект в соцсети прокомментировал северодвинский градоначальник Игорь Скубенко, который отметил, что «законопроект значительно снижает противоречия между регионами и муниципалитетами, гасит конфликты, сближает статус руководителей разных уровней».
По его словам, «возрастает и ответственность должностных лиц: например, главы муниципального образования перед главой региона. Законопроект закрепляет за городскими и муниципальными округами одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач».
— Считаю, что изменения в законодательстве о местном самоуправлении давно назрели, в последние годы уже фактически размылись границы ответственности разных уровней власти. Мы вместе реализуем национальные проекты, получая поддержку из федерального и регионального бюджетов на исполнение муниципальных полномочий. Сегодня общение с региональными министрами происходит в ежедневном режиме, они фактически в одной связке с муниципальными командами решают проблемы, возникающие на местах, — написал Скубенко, отметив, что «новый закон о местном самоуправлении, безусловно, необходим».
Председатель соловецкого Совета депутатов, уроженец Северодвинска Евгений Тютюков не так оптимистичен. На своей странице в соцсети отметил, что «видимо, самоуправлять Россией мы не можем и не хотим (многие и не умеют), нам нужно признать это».
По словам Тютюкова, «попытка выстроить самостоятельную эффективную систему органов местного самоуправления последние двадцать лет в стране провалилась, — на места дали полномочия, но не дали денег, да и квалифицированные кадры не выросли в необходимом количестве. Сейчас мы будем перестраиваться — усиливать вертикаль, с практически персональной ответственностью руководителей на местах, проводить очередные реформы… Движение в неоднозначном направлении, которое пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Но, безусловно, поиск новой модели организации публичной власти просто необходим. Слабость и нежизнеспособность существующей системы очевидна».