По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Григорий Балыхин: «Мы на правильном пути к повышению качества образования»

Профессиональная деятельность депутата Государственной думы Григория Балыхина насыщенна и интересна. За годы работы заместителем министра общего и профессионального образования РФ, первым заместителем министра образования РФ, руководителем Федерального агентства по образованию РФ, председателем Комитета по образованию Госдумы РФ ему неоднократно приходилось решать важные государственные задачи. Фактически он стоял у истоков реформирования российской образовательной системы. Об этом и многом другом — наша беседа с Григорием Артёмовичем.

— Григорий Артёмович, вы автор и разработчик практически всех образовательных реформ последних лет. Если цель реформ — повышение качества образования, то насколько эффективно, на ваш взгляд, мы приближаемся к цели?

— С конца 1990-х — начала 2000-х гг. в образовательной системе не принято было называть преобразования реформами. У нас было принято называть это модернизацией. В 2000 г. была впервые разработана и принята Концепция модернизации российского образования на 2000–2010 гг. Не реформа системы образования, а именно модернизация. Это разные вещи. Необходимость модернизации назрела на тот период как никогда, поскольку отмечалось явное понижение качества подготовки специалистов. В результате мы достигли определённых успехов в повышении доступности образования, но что касается эффективности и качества образования — тут я пока не могу выразить своего удовлетворения. Предстоит ещё много потрудиться в этом направлении.

Приведу конкретный пример. 20 лет назад у нас было около 700 вузов и 300 филиалов, в 2010 г. — уже 1115 вузов и, не поверите, 2000 с лишним филиалов, к тому же появились 600 негосударственных вузов. Любопытны показатели и по количеству студентов: в 2000 г. — 2,6 млн, а в 2010 г. — 7 млн. Правда, на текущий период показатели падают в связи со снижением количества выпускников общеобразовательных школ, но сейчас примерно 5,5 млн студентов. А ведь в СССР с учётом 15 республик было в 2,5 раза меньше вузов и, соответственно, студентов. Рассуждая о качестве образования, я привожу статистические данные c учётом студентов, обучающихся по заочной форме, которые составляют почти 80%. Поэтому мы и пришли к выводу, что необходимо оптимизировать сеть высших учебных заведений.

Сегодня большая часть негосударственных вузов готовят специалистов только по двум-трём специальностям: экономика, юриспруденция и менеджмент. Но существуют классические университеты, профильные вузы, в которых студенты получают реальные знания и могут в дальнейшем успешно работать по профессии. Тем временем выпускники негосударственных вузов зачастую остаются невостребованными, потому что не готовы эффективно работать по специальности. В Министерстве образования и науки РФ и в Государственной думе понимают, что высшая школа зачастую готовит специалистов низкого уровня, поэтому и принято решение провести оптимизацию высших учебных заведений, которая всех так пугает. Даже слово «оптимизация» ассоциируется у многих с сокращением. Но с 2012 г. команда министра образования проводит мониторинг эффективности высших учебных заведений, чтобы выявить неэффективные вузы и запустить процесс их оптимизации или реорганизации.

Для Цитирования:
Григорий Балыхин: «Мы на правильном пути к повышению качества образования». Ректор ВУЗа. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: