Земля как основное средство производства является главным условием существования человека. Согласно Конституции РФ [1], земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти конституционные принципы являются приоритетной основой в организации государственного земельного контроля, который призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, а также гражданами.
В современных условиях государственный земельный контроль приобретает все большее значение. Развитие земельной реформы, формирование и становление земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю, при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию вызывает необходимость усиления государственного контроля за использованием и охраной земель и соблюдением действующего земельного законодательства [2]. В этом случае земельный контроль участвует в формировании природоохранной деятельности, занимающей важное место в государственном управлении земельными ресурсами.
Батычко В.Т. [3] определяет земельный контроль как правовую меру, выполняющую три основные функции: предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах, карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности. Таким образом, государственный земельный контроль выступает как инструмент управления, обеспечивающий функционирование правовых механизмов в сфере земельных отношений и природоохранной деятельности [2]. Классификацию видов земельного контроля (надзора) можно производить по нескольким критериям (рис. 1).
Порядок ведения федерального земельного контроля (надзора) в соответствии с п. 2 ст. 71 Земельного кодекса РФ [4] определен постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» [5]. В данном документе перечисляются федеральные органы исполнительной власти, принимающие участие в государственном земельном надзоре. В их число входят Росреестр, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы. В постановлении указывается перечень должностных лиц, его осуществляющих, указываются вопросы, подконтрольные каждому органу (рис. 2).