По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.1

Государственный внешний долг России. Регулирование и перспективы

А. Р. Жуков ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им.Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный переулок, 36, e-mail: andreyj@lenta.ru

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с государственным внешним долгом РФ, его динамика и структура. Предоставленные рекомендации являются актуальными в текущей экономической конъюнктуре, призваны затронуть вопрос об оптимизации регулирования долга страны в период санкционной политики Запада по отношению к России. Целью данной научно-исследовательской работы является поиск и оценка направлений совершенствования системы управления государственным долгом. В представленной работе применяется широкий спектр методов, начиная от дедукции и индукции при исследовании теоретических данных, заканчивая классификацией, анализом, моделированием и прогнозированием при изучении структуры, моделей, динамики государственного внешнего долга. Конечный результат: анализ текущего состояния государственного внешнего долга и предоставление рекомендаций по регулированию его в нынешнем состоянии мирового рынка.

Литература:

1. Климчук С.В. К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе // Science time — 2015. — №9. — С. 203–209.

2. Марченко С.В., Дмитриева И.Е., Коломиец Л.Г., Голубина Ж.И. Актуальные проблемы финансов: учебное пособие / Под ред. С.В. Марченко. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2014. — 336 с.

3. Дмитриева И.Е., Биндасова Н.А. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 154 c.

4. Яицкая О.В. Пути совершенствования механизмов управления государственным внешним долгом Российской Федерации // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. — №24 (35).

5. Финансы: учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. В.А. Слепова.— М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. — 336 с. (Бакалавриат)

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 16.12.18).

Любое кредитование несет за собой определенные экономические риски, так как не всегда и не во всех экономических конъюнктурах кредитор может быть уверен в своевременной уплате по займам своими дебиторами, но также кредит предоставляет и известные экономические преимущества, выраженные в ускорении экономического процесса (большей отдачи прибыли от вложенного капитала). Но когда ты являешься заемщиком и при этом целым государством, причем государством, управляющим такой страной, как Россия, подходы меняются. При современном сокращении интервала времени между экономическими кризисами, политической напряженности, сокращении наличного населения, сырьевой зависимости, величине и разнородности подведомственной территории и народов, клановой структуре политического, финансового и экономического управления для России величина внешнего государственного долга — долга ЦБ РФ, федеральных органов власти и субъектов РФ — как и объем общего долга — долга резидентов России, то есть и коммерческих, и государственных структур — относится к одному из основных вопросов. Еще свежи в памяти события 1998 г., когда после хаотичного, беспорядочного и некомпетентного государственного управления командной экономикой (политики перестройки) и искусственного наращивания политической и национальной напряженности в союзных республиках 1985–1991 гг. воссозданная на руинах разваленной сверхдержавы страна стремительно набирала долги федерального займа, при этом не погашая взятые на себя обязательства в иностранной валюте перед своими кредиторами в обмен на отказ союзных республик от причитавшейся им доли в иностранных активах СССР. Итог не заставил себя ждать: дефолт 1998 г. после клятвенных обещаний главы государства о его недопустимости сотряс страну — то, что еще можно было сотрясать после распада СССР, геноцида русского населения в Чечне и Ингушетии, сомнительной приватизации 1992–2005 гг. и финансовой пирамиды МММ 1992–1997 гг. Но такой практический опыт для хилых мускул новой капиталистической экономики РФ сыграл хорошую службу: внешний государственный долг РФ с 2000-х гг. начал последовательно сокращаться; сейчас государственный внешний долг России — один из самых низких в Европе: 50,6 млрд долларов США, или примерно 9% от ВВП. Данная цифра была достигнута отнюдь не простыми усилиями. Лишь после длительных переговоров России удалось в 2006 г. сделать досрочные выплаты в размере 22,5 млрд долларов США по займам Парижского клуба, к 2013 г. РФ погасила кредиты перед Финляндией, Черногорией и Чехией в размере 3,65 млрд долларов США по долгу СССР, к 2017 г. произведен последний транш по долгу СССР Боснии и Герцеговине в размере 125,2 млн долларов США.

Для Цитирования:
А. Р. Жуков, Государственный внешний долг России. Регулирование и перспективы. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: