Любое кредитование несет за собой определенные экономические риски, так как не всегда и не во всех экономических конъюнктурах кредитор может быть уверен в своевременной уплате по займам своими дебиторами, но также кредит предоставляет и известные экономические преимущества, выраженные в ускорении экономического процесса (большей отдачи прибыли от вложенного капитала). Но когда ты являешься заемщиком и при этом целым государством, причем государством, управляющим такой страной, как Россия, подходы меняются. При современном сокращении интервала времени между экономическими кризисами, политической напряженности, сокращении наличного населения, сырьевой зависимости, величине и разнородности подведомственной территории и народов, клановой структуре политического, финансового и экономического управления для России величина внешнего государственного долга — долга ЦБ РФ, федеральных органов власти и субъектов РФ — как и объем общего долга — долга резидентов России, то есть и коммерческих, и государственных структур — относится к одному из основных вопросов. Еще свежи в памяти события 1998 г., когда после хаотичного, беспорядочного и некомпетентного государственного управления командной экономикой (политики перестройки) и искусственного наращивания политической и национальной напряженности в союзных республиках 1985–1991 гг. воссозданная на руинах разваленной сверхдержавы страна стремительно набирала долги федерального займа, при этом не погашая взятые на себя обязательства в иностранной валюте перед своими кредиторами в обмен на отказ союзных республик от причитавшейся им доли в иностранных активах СССР. Итог не заставил себя ждать: дефолт 1998 г. после клятвенных обещаний главы государства о его недопустимости сотряс страну — то, что еще можно было сотрясать после распада СССР, геноцида русского населения в Чечне и Ингушетии, сомнительной приватизации 1992–2005 гг. и финансовой пирамиды МММ 1992–1997 гг. Но такой практический опыт для хилых мускул новой капиталистической экономики РФ сыграл хорошую службу: внешний государственный долг РФ с 2000-х гг. начал последовательно сокращаться; сейчас государственный внешний долг России — один из самых низких в Европе: 50,6 млрд долларов США, или примерно 9% от ВВП. Данная цифра была достигнута отнюдь не простыми усилиями. Лишь после длительных переговоров России удалось в 2006 г. сделать досрочные выплаты в размере 22,5 млрд долларов США по займам Парижского клуба, к 2013 г. РФ погасила кредиты перед Финляндией, Черногорией и Чехией в размере 3,65 млрд долларов США по долгу СССР, к 2017 г. произведен последний транш по долгу СССР Боснии и Герцеговине в размере 125,2 млн долларов США.