Болонский процесс оказывает сильное влияние на образовательную политику государств-участников, определяющую потребность реализации единых принципов и модели общеевропейского образовательного пространства, достижения сопоставимости национальных систем высшего образования. В то же время, оценивая риски участия России в Болонском процессе, в качестве главной его опасности отмечают негативное влияние на идеологию и политику образования страны вообще и образовательного законодательства в частности1 .
В рамках интеграции национальных образовательных систем можно выделить несколько ключевых документов международного характера.
Во–первых, основным документом, призванным определить общую стратегию развития высшего образования на основе единых принципов целеполагания и его интернационализации является Меморандум о высшем образовании в Европейском сообществе2 . Интернационализация высшего образования должна обеспечивать мультикультурное образование личности, объективно воспринимающей социальные процессы и способной развиваться в условиях постепенного стирания межнациональных, языковых, культурных границ. Учет этих факторов требует необходимого отражения соответствующих элементов в образовательных программах, учебных планах международных аспектов взаимодействия и коммуникации, что повлечет содержательное изменение национальных образовательных стандартов.
Одновременно интернационализация высшей школы Российской Федерации связывается с необходимостью разработки и реализации соответствующей государственной целевой программы, предусматривающей повышенные объемы государственного финансирования сферы образования.
Во-вторых, сейчас отмечается необходимость содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, участия в разработке сопоставимых критериев и методологии оценки качества3 . Современные интеграционные процессы в сфере образования связываются с выработкой общих подходов к обеспечению его качества4 . В 2001 г. Межправительственный комитет Лиссабонской конвенции принял Кодекс лучшей практики в предоставлении трансграничного образования5 . Этот документ закрепил важные принципы организации деятельности операторов образовательных услуг по предоставлению трансграничного образования. Как следует из положений Кодекса, ключевое значение отводится обеспечению качества и соответствия стандартам, ответственности за качество, а также информационной открытости (в том числе предоставление информации о присваиваемых квалификациях с помощью приложений к диплому).