По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Государственный образовательный стандарт как источник правового регулирования образовательной деятельности

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

В статье проведен анализ специфики и особенностей государственных образовательных стандартов в системе источников правового регулирования образовательной деятельности. Автором показаны сфера применения и направления совершенствования стандартов в части необходимости соответствия их содержания требованиям профессиональной деятельности и мировым тенденциям развития образования.

Литература:

1. Александров А.Ю., Барабанова С.В., Верещак С.Б. и др. Управление системой высшего образования Российской Федерации: организационно-правовые аспекты: Монография. М., 2017.

2. Борисенко Л.В. Метод административно-правового регулирования в сфере государственного управления системой образования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2.

3. Ершова И.В. Социально-философские проблемы глобализации и интеграции на примере Болонского процесса. Автореф. дис. … канд. философ. наук. Архангельск. 2006.

4. Есева Н.Д. Государственный образовательный стандарт как условие и механизм обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.

5. Кананыкина Е.С. Роль источников образовательного права в правовых системах общества // Право и образование. 2005. № 5.

6. Менеджмент качества в вузе. М., 2005.

7. Ожиганова М.В. Размышления о реформе государственного контроля и надзора в сфере высшего образования // Право и образование. 2019. № 1.

8. Рубин Ю.Б. Стандартизация образования и законодательство // Право и образование. 2001. № 6.

9. Сенашенко В.С. Болонский процесс: обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. 2015. № 7.

10. Ягофаров Д.А. Правовая безопасность участия России в Болонском процессе // Право и образование. 2005. № 1.

Болонский процесс оказывает сильное влияние на образовательную политику государств-участников, определяющую потребность реализации единых принципов и модели общеевропейского образовательного пространства, достижения сопоставимости национальных систем высшего образования. В то же время, оценивая риски участия России в Болонском процессе, в качестве главной его опасности отмечают негативное влияние на идеологию и политику образования страны вообще и образовательного законодательства в частности1 .

В рамках интеграции национальных образовательных систем можно выделить несколько ключевых документов международного характера.

Во–первых, основным документом, призванным определить общую стратегию развития высшего образования на основе единых принципов целеполагания и его интернационализации является Меморандум о высшем образовании в Европейском сообществе2 . Интернационализация высшего образования должна обеспечивать мультикультурное образование личности, объективно воспринимающей социальные процессы и способной развиваться в условиях постепенного стирания межнациональных, языковых, культурных границ. Учет этих факторов требует необходимого отражения соответствующих элементов в образовательных программах, учебных планах международных аспектов взаимодействия и коммуникации, что повлечет содержательное изменение национальных образовательных стандартов.

Одновременно интернационализация высшей школы Российской Федерации связывается с необходимостью разработки и реализации соответствующей государственной целевой программы, предусматривающей повышенные объемы государственного финансирования сферы образования.

Во-вторых, сейчас отмечается необходимость содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, участия в разработке сопоставимых критериев и методологии оценки качества3 . Современные интеграционные процессы в сфере образования связываются с выработкой общих подходов к обеспечению его качества4 . В 2001 г. Межправительственный комитет Лиссабонской конвенции принял Кодекс лучшей практики в предоставлении трансграничного образования5 . Этот документ закрепил важные принципы организации деятельности операторов образовательных услуг по предоставлению трансграничного образования. Как следует из положений Кодекса, ключевое значение отводится обеспечению качества и соответствия стандартам, ответственности за качество, а также информационной открытости (в том числе предоставление информации о присваиваемых квалификациях с помощью приложений к диплому).

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Государственный образовательный стандарт как источник правового регулирования образовательной деятельности. Юрист ВУЗа. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: