Введение. Основу законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок составляют нормы Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ, КоАП РФ, а также федеральные законы, основным из которых является Закон № 44-ФЗ. С момента его принятия в 2013 году он постоянно претерпевает изменения, направленные на его совершенствование, в частности ужесточается ответственность за его нарушение, обновляется механизм контроля, уточняются полномочия органов в сфере закупок, требования к участникам закупок, реализуются меры по минимизации коррупционных рисков и т. д.
Цель исследования: критический анализ основных поправок, внесенных в Закон № 44-ФЗ и другие нормативные акты, регулирующие осуществление контрольной деятельности в сфере закупок в 2018 году, направленных на повышение эффективности и результативности государственного контроля в сфере закупок.
Задачи исследования: определение тенденций, перспектив и актуальности реформирования законодательства РФ о контрактной системе; обоснование направлений совершенствования государственного контроля закупочной деятельности в современных условиях.
Материалы, методы и условия проведения исследования. Изучены нормативные правовые акты, как действующие, так и находящиеся на рассмотрении Государственной Думой; научные труды отечественных экономистов в области государственного контроля закупочной деятельности.
Для обработки и систематизации информации использованы методы экспертных оценок, сравнительный анализ, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение. Для того чтобы удовлетворить государственные и муниципальные нужды, регулярно проводятся различные виды закупок. По итогам I–III кварталов 2018 года в ЕИС было размещено около 2,26 млн извещений об осуществлении закупок общей стоимостью 5,55 трлн руб.
Процесс госзакупок является одним из самых контролируемых государством и обществом, и все же как раз там возникают максимальные потери бюджета, подтверждаемые материалами проверок уполномоченных государственных контрольных органов. Так, объем нарушений при госзакупках в рамках Закона № 44-ФЗ только в 2017 году составил 104,6 млрд руб., что более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года (48,8 млрд руб.). Несмотря на ежегодное ужесточение контроля в данной сфере, в 2017 году почти в 3 раза выросло и число самих нарушений — 2200 против 823 в 2016-м. Существенно снизилась и экономия бюджетных средств — до 6,7%.