По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Государственный долг как рычаг стимулирования экономического роста

Иванов Д. А. Аспирант кафедры Мировая экономика РЭУ им. Плеханова Российский экономический университет им.Г. В. Плеханова Российская Федерация, 117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36, E-mail: deniva@mail.ru

В статье говорится о проблемах неконтролируемого увеличения государственного долга. Существование государственного долга в принципе не является исключительным и очень негативным фактором. Большинство стран с развитой экономикой имеют государственный долг, однако, это не стало причиной дестабилизации их экономики, так как происходит серьезный контроль над размерами государственных займов и четко определяются методы их покрытия.

На современном этапе развития одной из основных проблем мировой экономики является преобладание практически во всех странах долговой экономической системы. По мнению многих исследователей, именно неуклонно растущий государственный долг стал главной причиной резкого ухудшения социально-экономической ситуации в странах-должниках, что выражается в замедлении экономического роста, сокращении доходов и других краткосрочных и долгосрочных отрицательных последствиях. Изучение влияния государственного долга на экономическое развитие страны на первый план выдвигает анализ взаимосвязи государственного долга и темпов экономического роста. Не вызывает сомнений тот факт, что масштабы долгового финансирования дефицита государственного бюджета оказывают влияние на экономический рост однако попытки оценить данную взаимосвязь как положительную либо отрицательную — вопрос весьма сложный и противоречивый. Важным аргументом в пользу государственных займов является возможность их использования для стабилизации экономики во время экономических спадов многие страны используют государственный долг как рычаг стимулирования экономического роста.

В современных условиях, когда экономики всех страны завязаны друг на друга, нестабильность и экономический кризис распространяются с большой скоростью и затрагивают как развитые, так и развивающиеся страны. В случае с развитыми странами это ведет к сокращению вложений в экономику Глобального Юга, что в свою очередь, ведет к снижению темпов роста в этих странах.

Ситуация, когда целые страны живут в долг, стала совершенно нормальным явлением в современном мире. Особенность развитых стран в основном, речь пойдет о странах, входящих в G7 состоит в тот, что они, являясь главными кредиторами в то же самое время имеют и самый большой объем собственного государственного долга. Этот парадокс объясняется многими причинами о которых мы скажем позднее. На рисунке ниже виден размер долга развитых стран на 2016 год.

Как мы знаем, главным и единственным основанием для возникновения государственного долга является наличие дефицита бюджета. Придерживаясь концепции функционального финансирования бюджета и не стремясь к его ежегодной и циклической балансировке, большинство развитых стран из года в год не могут достичь профицита. Более того ситуация резко ухудшилась во время мирового экономического кризиса случившегося в 2009 г. Особенно сильно он отразился на бюджете таких стран, как Греция и Испания, однако и такие наиболее устойчивые в экономическом плане страны как Германия и Франция ощутили на себе его влияние, значительно увеличив расходы на поддержание экономик менее развитых стран-соседей по Европейскому Союзу1 . За весь период с 2007 по 2013 года бюджетный профицит наблюдался лишь единожды у Канады и Италии. В США на рост дефицита повлияло увеличение расходов на социальные и военные программы. В Японии, Португалии и Испании в это время наблюдалось значительное снижение объемов ВВП.

Для Цитирования:
Иванов Д. А., Государственный долг как рычаг стимулирования экономического роста. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: