По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6 DOI:10.33920/med-17-2406-05

Государственный аудит эффективного использования национальных ресурсов

А.С. Казаков Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия
Н.А. Проданова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия

В статье рассматриваются и анализируются возможности внедрения механизмов государственного аудита в управление государственными ресурсами. Рассмотрено законодательство об аудите, в том числе контрольно-счетных органов, проанализирована эффективность использования национальных ресурсов за последние четыре года. На основании чего был сделан вывод о стадии формирования понятия аудита эффективности использования национальных ресурсов в отечественном правовом поле, а также предложены меры по разработке законодательных инициатив в этой сфере с последующим внедрением в понятийный аппарат. Кроме того, выявлена необходимость в закреплении за Счетной палатой, равно как и за контрольно-счетными органами (далее — КСО) субъектов, функций по координации деятельности с внутренними службами компаний и их комплаенс-системой с целью повышения эффективности контроллинга на всех уровнях. Предложенные меры могут быть применены во всех регионах Российской Федерации с целью достижения задач государственного развития в срок, в полном объеме и с минимальными потерями.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 15.02.2024).

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» // Гарант [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/12182695 (дата обращения: 16.02.2024).

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_144621 (дата обращения: 16.02.2024).

4. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 06.10.2021) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)...» // Гарант [Электронный ресурс]. — URL: https:// base.garant.ru/71473944 (дата обращения: 17.02.2024).

5. Закон г. Москвы от 30.06.2010 № 30 «О Контрольно-счетной палате Москвы» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/537900449?ysclid=lswi b7tm4g668403218 (дата обращения: 17.02.2024).

6. Измоденов А.К., Франц О.Б. Становление и развитие государственного аудита в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: 5.pdf (usue.ru) (дата обращения: 17.02.2024).

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // Consultant + [Electronic resource]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399 (access date: 02/15/2024).

2. Federal Law No. 6-FZ “On the general principles of organization and activities of control and accounting bodies of the constituent entities of the Russian Federation, federal territories and municipalities” dated 04/05/2013 // Garant [Electronic resource]. — URL: https://base.garant.ru/12182695 (access date: 02/16/2024).

3. Federal Law No. 41-FZ “On the Accounts Chamber of the Russian Federation” dated 04/05/2013 // Consultant + [Electronic resource]. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144621 (access date: 02/16/2024)

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated August 17, 2016 No. 806 (as amended on October 6, 2021) “On the application of a risk-based approach when organizing certain types of state control (supervision)...” Guarantor [Electronic resource]. — URL: https://base.garant.ru/ 71473944 (access date: 02/17/2024).

5. Law of Moscow “On the Moscow Chamber of Control and Accounts” dated June 30, 2010 No. 30 [Electronic resource]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/537900449?ysclid=lswib7tm4g668403218 (access date: 02/17/2024).

6. Izmodenov A.K., Frants O.B. Formation and development of state audit in the Russian Federation [Electronic resource]. — URL: 5.pdf (usue.ru) (access date: 02/17/2024).

Понятие государственного аудита в России не является новым в российском законодательстве. Исторически первые попытки организовать контроль эффективности расходования государственных средств делались князьями в период становления централизованного государства, однако кодифицировались только на рубеже XV–XVI веков судебником Ивана III. Речь тогда шла о государственном финансовом контроле, из которого позже сформировался аудит. Первым шагом в сторону развития государственного аудита стало учреждение Алексеем Михайловичем Романовым 10 (по новому стилю — 23) марта 1656 года Счетного приказа — прообраза современных органов внешнего государственного контроля. В 1712 году Петром I была сформирована Камер-коллегия, к функциям которой причисляли в том числе проверку эффективности государственных доходов, расходов, а также ведение отчетности.

В современной России становление государственного аудита также претерпело несколько этапов, главным из которых является образование Счетной палаты Российской Федерации 14 января 1995 года. При этом законодательство о государственном финансовом контроле тогда как таковое отсутствовало, а первый Закон о Счетной палате называл ее органом в первую очередь финансового контроля. Существующее законодательство, регулирующее государственный финансовый контроль (далее — ГФК), довольно разрозненно, ему не хватает системы, оно довольно противоречиво — и эти пробелы и коллизии не позволяют сформировать эффективный инструментарий государственного аудита как инструмента управления национальным ресурсом. Таким образом, главная проблема государственного аудита сегодня — это проблема правового регулирования.

Для начала необходимо рассмотреть основы российского законодательства о внешнем ГФК. Многими учеными подчеркивается, что функции государственного аудита должны гарантироваться Конституцией. Современная Конституция РФ содержит ст. 101, в п. 5 которой сказано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». Первый Федеральный закон «О Счетной палате» был принят одновременно с ее формированием и подписан предыдущим Президентом России, в настоящее время действует Закон № 41-ФЗ, подписанный в 2013 году, который существенно отличается от предыдущего.

Для Цитирования:
А.С. Казаков, Н.А. Проданова, Государственный аудит эффективного использования национальных ресурсов. Бухучет в здравоохранении. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: