Понятие государственного аудита в России не является новым в российском законодательстве. Исторически первые попытки организовать контроль эффективности расходования государственных средств делались князьями в период становления централизованного государства, однако кодифицировались только на рубеже XV–XVI веков судебником Ивана III. Речь тогда шла о государственном финансовом контроле, из которого позже сформировался аудит. Первым шагом в сторону развития государственного аудита стало учреждение Алексеем Михайловичем Романовым 10 (по новому стилю — 23) марта 1656 года Счетного приказа — прообраза современных органов внешнего государственного контроля. В 1712 году Петром I была сформирована Камер-коллегия, к функциям которой причисляли в том числе проверку эффективности государственных доходов, расходов, а также ведение отчетности.
В современной России становление государственного аудита также претерпело несколько этапов, главным из которых является образование Счетной палаты Российской Федерации 14 января 1995 года. При этом законодательство о государственном финансовом контроле тогда как таковое отсутствовало, а первый Закон о Счетной палате называл ее органом в первую очередь финансового контроля. Существующее законодательство, регулирующее государственный финансовый контроль (далее — ГФК), довольно разрозненно, ему не хватает системы, оно довольно противоречиво — и эти пробелы и коллизии не позволяют сформировать эффективный инструментарий государственного аудита как инструмента управления национальным ресурсом. Таким образом, главная проблема государственного аудита сегодня — это проблема правового регулирования.
Для начала необходимо рассмотреть основы российского законодательства о внешнем ГФК. Многими учеными подчеркивается, что функции государственного аудита должны гарантироваться Конституцией. Современная Конституция РФ содержит ст. 101, в п. 5 которой сказано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». Первый Федеральный закон «О Счетной палате» был принят одновременно с ее формированием и подписан предыдущим Президентом России, в настоящее время действует Закон № 41-ФЗ, подписанный в 2013 году, который существенно отличается от предыдущего.