По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338 DOI:10.33920/VNE-03-2107-03

Государственные закупки в условиях цифровизации

Трофимовская Алла Викторовна канд. экон. наук, доцент кафедры государственных (муниципальных) и корпоративных закупок, Московский государственный областной университет
Вершинина Анна Александровна канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

В современных условиях наиболее важной стратегической задачей органов исполнительной власти является повышение результативности государственных закупок. Появляются и развиваются новые методы ответственного определения поставщиков благодаря переходу к цифровизации. Авторами изучены конкурентные и неконкурентные способы определения поставщиков, проведен анализ применения конкурентных методов в определении поставщика с целью выявления иных подходов в определении действительного уровня конкурентоспособности рынка государственных закупок.

Литература:

1. Гребенщикова Я. Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд: автореф. дис…. канд. юрид. наук. Институт государства и права РАН, 2008.

2. Драгилев И.Г., Гильгерт О. И. Основные барьеры участия торговых предприятий в государственных и муниципальных закупках // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2017. — Т. 6, № 2 (19).

3. Егорова Л. И., Трофимовская А. В., Фатин М. В. Механизмы поддержки государством отечественных производителей в рамках государственных закупок // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11–1 (76).

4. Мельничук В. А., Самарин А. М. Альтернативные примеры организации государственных закупок // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2017. — № 4 (24).

5. Аналитическая справка Кредитно-страхового агентства о состоянии государственных закупок в Российской Федерации в 2018 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kb52.ru/finance-news/129-rezultaty-goszakupok-v-2018-godu (дата обращения: 02.05.2021).

6. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 г.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: hhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 02.05.2021).

8. Goryainova L., Maksimova T., Zhdanova O., Ermilova M. Possible ways to attract private investment in a knowledge-based economy. — E3S Web of Conferences 159, 06013. — 2020.

1. Grebenshchikova Ia. B. Pravovoi mekhanizm zakupki tovarov, rabot, uslug dlia munitsipalnykh nuzhd: avtoref. dis…. kand. iurid. nauk. Institut gosudarstva i prava RAN [Legal mechanism for the procurement of goods, works, services for municipal needs: abstract of the thesis for PhD Candidate in Law degree. Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences], 2008. (In Russ.)

2. Dragilev I.G., Gilgert O. I. Osnovnye bariery uchastiia torgovykh predpriiatii v gosudarstvennykh i munitsipalnykh zakupkakh [The main barriers to the participation of commercial enterprises in state and municipal procurement] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management]. — 2017. — Vol. 6, No. 2 (19). (In Russ.)

3. Egorova L. I., Trofimovskaia A. V., Fatin M. V. Mekhanizmy podderzhki gosudarstvom otechestvennykh proizvoditelei v ramkakh gosudarstvennykh zakupok [Mechanisms of state support for domestic producers in the framework of public procurement] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economy and Entrepreneurship]. — 2016. — No. 11–1 (76). (In Russ.)

4. Melnichuk V. A., Samarin A.M. Alternativnye primery organizatsii gosudarstvennykh zakupok [Alternative examples of the organization of public procurement] // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologii [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies]. — 2017. — No. 4 (24). (In Russ.)

5. Analiticheskaia spravka Kreditno-strakhovogo agentstva o sostoianii gosudarstvennykh zakupok v Rossiiskoi Federatsii v 2018 godu [Analytical reference of the Credit Insurance Agency on the state of public procurement in the Russian Federation in 2018] [Electronic resource]. — Access mode: https://kb52.ru/finance-news/129-rezultaty-goszakupok-v2018-godu (date of access: 02.05.2021). (In Russ.)

6. Svodnyi analiticheskii otchet po rezultatam osushchestvleniia monitoringa zakupok, tovarov, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd v sootvetstvii s federalnym zakonom ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd» po itogam 2018 g. [Consolidated analytical report on the results of monitoring procurement, goods, services to meet state and municipal needs in accordance with federal law dated 05.04.2013 No. 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs» at the end of 2018]. (In Russ.)

7. Federalnyi zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 24.02.2021) «O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd» [Federal Law dated 05.04.2013 No. 44-FZ (revised from 24.02.2021) «On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs»] [Electronic resource]. — Access mode: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (date of access: 02.05.2021). (In Russ.)

8. Goryainova L., Maksimova T., Zhdanova O., Ermilova M. Possible ways to attract private investment in a knowledge-based economy. — E3S Web of Conferences 159, 06013. — 2020.

Отличительной чертой современных реалий и общих тенденций эволюционных процессов, происходящих в национальной экономике, становится цифровая трансформация [8]. В период с 2013 по 2019 г. на территории Российской Федерации осуществлялись процессы полномасштабной модернизации материального обеспечения всей системы государственного управления, что связано с рядом факторов, в том числе и переходом к цифровизации. Особенно это актуально с 15 января 2020 г., когда менялся сам порядок государственного управления (исполнительной, законодательной и судебной власти) на основании предстоящих изменений в Конституции Российской Федерации. Указанные процессы нашли свое отражение в существенных изменениях целого ряда федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих порядок и различные способы определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в системе государственных закупок; создание особых инновационных кластеров для целей разработки и внедрения новейших разработок российской науки и техники; развитие новых методов ответственного определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Таким образом, роль государственной системы закупок с каждым годом возрастает, и напрямую на его эффективное развитие влияет результативность ответственного отбора поставщиков. В свою очередь, система государственных закупок является одним из основополагающих институтов финансовой деятельности организации [3].

В целях повышения эффективности целевого распределения бюджетных средств, а также обеспечения поступательного хозяйственно-экономического развития страны как в целом, так и регионов и отдельных муниципальных образований повышение результативности государственных закупок становится одной из наиболее важных стратегических задач органов исполнительной власти, участвующих в процессе планирования и практической реализации государственных закупок.

Государственные закупки сегодня представляют собой запросы на новейшие инновационные разработки и технологии, удовлетворение всех текущих потребностей государственных и муниципальных органов в материально-техническом и инновационном обеспечении и строго целевое использование приобретаемых таким образом материальных ресурсов во всех органах государственного управления. Такого рода полномасштабные процессы модернизации потребовали, в свою очередь, не только вливания колоссальных бюджетных средств в разработки нового технологического оснащения процессов государственных закупок, но и модернизации существующих способов поиска наиболее надежных поставщиков, полноценно и своевременно обеспечивающих все нужды современного российского общества.

Для Цитирования:
Трофимовская Алла Викторовна, Вершинина Анна Александровна, Государственные закупки в условиях цифровизации. Лизинг. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: