Основным принципом рыночной экономики являются условия, при которых отношения между продавцом и покупателем складываются по экономическим законам, в условиях которых государство может быть как в одной, так и в другой роли. Механизм госзакупок является мощным инструментом регулирования и стимулирования экономики. В условиях интенсивного развития информационных технологий внедряются новые технологии, создаются различные сервисы для выявления начальных максимальных цен контракта с помощью анализа рыночных цен в автоматическом режиме из различных источников и ценовых предложений производителей, размещенных на их официальных сайтах. Развитие этого направления и внедрение подобных инструментов в работу государственных подразделений, принимающих участие в закупочной деятельности, могли бы обеспечить максимальную прозрачность и при принятии решений о цене закупки на этапе размещения извещений на торговых площадках, а также оптимизировали бы рабочие процессы и способствовали бы повышению эффективности расходования бюджетных средств.
С начала 2016 года введена в эксплуатацию Единая информационная система в сфере закупок (далее — ЕИС). В соответствии с функциональными требованиями Минэкономразвития России обеспечением развития и технического сопровождения Единой информационной системы в сфере закупок и регистрацией заказчиков и иных лиц в Единой информационной системе в сфере закупок занимается Федеральное казначейство.
Говоря о последних нововведениях в данной сфере, нельзя не упомянуть Федеральный закон № 504-ФЗ1 , который меняет положения Закона о контрактной системе2 . Главным его нововведением стал перевод всех конкурентных закупочных процедур в электронную форму.
Например, с 1 января 2019 года заказчики будут обязаны проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме. При этом уже в 2018 году у заказчиков появляется возможность перехода на электронную форму всех закупок. Преимущества такого подхода очевидны — снижение уровня картелизации и минимизация возможностей для сговора с участниками торгов, что означает положительное влияние на уровень коррумпированности в государственных закупках. В Единой информационной системе в сфере закупок доступен каталог товаров, работ, услуг. Его использование обеспечивает повышение прозрачности закупок, снижение коррупционных рисков и повышение эффективности контроля закупок [5].