По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.984 - 08.00.10

Государственные закупки в условиях цифровизации экономики

Носов Владимир Владимирович начальник отдела информационных систем Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Россия, 350000, Краснодар, ул. Карасунская, д. 155, e-mail: werufk1800@gmail.com
Скоркина Анастасия Игоревна специалист 1-го разряда Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Россия, 350000, Краснодар, ул. Карасунская, д. 155, e-mail: skorkinan13–94@yandex.ru

В статье рассмотрены перспективы развитиия государственной контрактной системы Российской Федерации в условиях цифровизации экономики, обозначены плюсы и минусы электронных закупок, а также представлен ряд проблем дискуссионного характера, таких как разрозненность информационных систем, применяемых различными органами государственной власти для исполнения своих функций; недостаток профессиональных навыков и компетенций кадров; угрозы киберпреступности и защиты персональных данных в цифровом пространстве. В результате исследования были проанализированы данные проблемы и предложены методы их исправления.

Литература:

1. Акулич, Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — С. 623–634.

2. Андреева, Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — Москва: ВолтереКлувер, 2009.

3. Балтутите, И.В. Институт государственных закупок: от Русской Правды к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Legal Concept. — 2015.

4. Белов, В.Е. Нормирование в системе планирования государственных и муниципальных закупок: экономико-правовые аспекты // Пробелы в российском законодательстве. — 2014. — № 4.

5. Богославцева, Л.В. Развитие информационных технологий Федерального казначейства как условие обеспечения прозрачности общественных финансов // Финансовые исследования. — 2016. — № 3 (52).

6. Губенко, Е.С. Контрактная система в публичных закупках [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / Е.С. Губенко. — Электрон. текстовые данные. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 540 c.

7. Иванова, O.B. Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2010. — № 2–2.

8. Корытцев, М.А. Инновационные государственные закупки в России: проблемы институционального обеспечения // JER. — 2015. — № 4.

9. Матевосян, С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. — 2013. — № 8.

10. Першин, Д.А. Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы 2014. Пономарева О.В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в развивающихся странах // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — № 9.

11. Прокофьева, С.Е. Операционная эффективность Федерального казначейства и направления ее повышения // Финансы. — 2019. — № 5.

12. Саакян, Т.В. Нормирование государственных закупок как инструмент их интеграции с бюджетным процессом // Финансовый журнал. — 2015. — № 2.

13. Сергеева, В.А. Нормирование закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2015. — № 41.

14. Серова, О.А., Архалович, О.В. Переход к федеральной контрактной системе в России: централизация закупок и повышение их эффективности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2014. — № 3.

15. Сухаренко, А.Н. Проблемы противодействия коррупции в системе государственных закупок // Мониторинг правоприменения. — 2013. — № 3.

Основным принципом рыночной экономики являются условия, при которых отношения между продавцом и покупателем складываются по экономическим законам, в условиях которых государство может быть как в одной, так и в другой роли. Механизм госзакупок является мощным инструментом регулирования и стимулирования экономики. В условиях интенсивного развития информационных технологий внедряются новые технологии, создаются различные сервисы для выявления начальных максимальных цен контракта с помощью анализа рыночных цен в автоматическом режиме из различных источников и ценовых предложений производителей, размещенных на их официальных сайтах. Развитие этого направления и внедрение подобных инструментов в работу государственных подразделений, принимающих участие в закупочной деятельности, могли бы обеспечить максимальную прозрачность и при принятии решений о цене закупки на этапе размещения извещений на торговых площадках, а также оптимизировали бы рабочие процессы и способствовали бы повышению эффективности расходования бюджетных средств.

С начала 2016 года введена в эксплуатацию Единая информационная система в сфере закупок (далее — ЕИС). В соответствии с функциональными требованиями Минэкономразвития России обеспечением развития и технического сопровождения Единой информационной системы в сфере закупок и регистрацией заказчиков и иных лиц в Единой информационной системе в сфере закупок занимается Федеральное казначейство.

Говоря о последних нововведениях в данной сфере, нельзя не упомянуть Федеральный закон № 504-ФЗ1 , который меняет положения Закона о контрактной системе2 . Главным его нововведением стал перевод всех конкурентных закупочных процедур в электронную форму.

Например, с 1 января 2019 года заказчики будут обязаны проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме. При этом уже в 2018 году у заказчиков появляется возможность перехода на электронную форму всех закупок. Преимущества такого подхода очевидны — снижение уровня картелизации и минимизация возможностей для сговора с участниками торгов, что означает положительное влияние на уровень коррумпированности в государственных закупках. В Единой информационной системе в сфере закупок доступен каталог товаров, работ, услуг. Его использование обеспечивает повышение прозрачности закупок, снижение коррупционных рисков и повышение эффективности контроля закупок [5].

Для Цитирования:
Носов Владимир Владимирович, Скоркина Анастасия Игоревна, Государственные закупки в условиях цифровизации экономики. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: