По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Государственные и муниципальные закупки в сфере строительства: к вопросу добросовестности проведения работ

Государственная или муниципальная закупка в сфере строительства должна соответствовать определенным правилам: первоначально орган власти формирует документацию, в рамках которой должны осуществляться все основные работы (при этом в законодательство введено понятие «строительство объекта под ключ»); потом проводится конкурс, в ходе которого определяется лучший. Выбор поставщика-подрядчика. Исполнение контракта так или иначе связано с понятием добросовестности и справедливости. Считается, что выигравший субъект должен выполнить все возложенные на него работы в четком соответствии с требованиями федерального законодательства. Если юрлицо не исполнило свои обязанности, то оно включается в реестр недобросовестных субъектов. Включение в такой реестр сопряжено с определенными проблемами: орган власти фиксирует факт нарушения требований, а потом обращается в ФАС. Федеральная служба в этой ситуации в рамках ФЗ-44 не наделена полномочиями по проверке соблюдения требований. В это же время подзаконные акты, постановления Конституционного суда РФ и некоторые судебные акты говорят об обратном. Коллизия между нормативно-правовым регулированием, содержащимся в федеральном законе и подзаконных актах, приводит к общим неблагоприятным последствиям.

Органы государственной власти и местного самоуправления имеют право осуществлять закупки для решения социальных и иных проблем. Это предполагает, например, обращение к юридическим лицам с предложением по строительству и благоустройству социальных зданий, объектов культуры и искусства.

Отличительная особенность привлечения юридических и физических лиц к осуществлению закупок по такому направлению — необходимость проведения публичных торгов. Предполагается, что торги должны избавить эту сферу от скрытых платежей, являющихся ярким и явным проявлением коррупции.

При проведении торгов власти (заказчики) в первую очередь ориентируются на следующие нормативные акты.

Федеральный закон № 44 устанавливает базисные принципы проведения торгов на площадке, определяет формат внесения гарантийных средств.

Федеральный закон № 223 определяет основные положения по закупкам товаров, работ и услуг со стороны юридических лиц (применяется при торгах в том случае, если один из субъектов взаимосвязан прямо с государством).

Распоряжение Правительства от 21 марта 2016 г. № 471-р рассматривает основной аукционный перечень тех товаров, работ и услуг, которые возможно покупать вне конкурса. Базисная часть осуществляемых строительных работ включается автоматически во внеконкурсный формат. Если несколько лотов объединены в рамках 44-ФЗ, а часть из них была заключена в перечень, определенный распоряжением правительства, то в этом случае закупка осуществляется в формате электронного аукциона.

Как следует из части 2 статьи 82.1 Федерального закона № 44, органы власти могут в электронном формате запрашивать котировки при основном условии — сумма заказа должна не превышать 500 тыс. руб.

Статья 59 этого же закона устанавливает еще один вариант работы органов власти — ограниченный электронный конкурс, применяемый в наиболее сложных условиях (например, при осуществлении строительства дорог). Стартовая цена потенциального контракта — от 100 млн руб.

Возможно ли осуществлять заказ у единственного поставщика? Часть 1 статьи 93 ФЗ-44 предусматривает возможность заключения контракта с единственным поставщиком.

Для Цитирования:
Иноземцев С.М., Государственные и муниципальные закупки в сфере строительства: к вопросу добросовестности проведения работ. Сметно-договорная работа в строительстве. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: