Государственные заказы и закупки в России традиционно считаются зоной особого внимания из-за наличия таких проблем, как нестабильность, сложность, зарегулированность, а также коррупция и картелизация. И это несмотря на то, что данная система задумывалась как инструмент, который должен был повысить конкуренцию на рынке госзаказа и создать выигрыш для всех участников: для государства, которое должно было получить возможность покупать дешевле, без коррупции, качественные товары и услуги, и для подрядчиков, которые могли бы проявить себя наилучшим образом в сферах услуг или производства, где у них минимальные затраты и максимальная прибыль, тоже не участвуя в коррупционных схемах. Но в жизни все получилось сложнее.
***
Изучение аналитических материалов, посвященных теме государственных и муниципальных закупок, позволяет сделать вывод, что данная сфера сильно подвержена коррупционным проявлениям преступного характера. На коррупцию приходится 41% от общего числа экономических преступлений, то есть она занимает второе место среди экономических преступлений. Еще одним распространенным видом преступлений в России в сфере закупок товаров и услуг является мошенничество. По различным оценкам специалистов, ежегодные потери от нарушений в сфере государственных закупок составляют миллиарды рублей.
Но потери от коррупции в сфере госзаказа могут быть не только финансовыми, но и качественными, когда заказчик выбирает не того поставщика, который лучше других исполнит условия контракта, а того, с которым вступил в сговор.
Латентности правонарушений и преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на самом деле содействует очень много причин, начиная от ненадлежащей работы органов в сфере закупок и заканчивая «высокой технологичностью» совершаемых правонарушений благодаря использованию информационных технологий, интернет-ресурсов и др.
Мы систематизировали причины, которые лежат в основе появления правонарушений и преступлений в сфере закупок (см. рис. 1).