По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.12 DOI:10.33920/vne-04-2404-06

Государственное управление угрозами сферы выездного туризма России

Всеволод Александрович Кирюхин аспирант, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: vsevolod.kijuhin@gmail.com, ORCID: 0009-0009-0387-740X

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время сфера выездного туризма России сталкивается с рядом угроз и проблем, которые могут негативно повлиять на деятельность производителей туристского продукта. Эти угрозы могут быть связаны с изменением политической ситуации, эскалацией конфликтов на международной экономической арене, экономическими кризисами, изменением отраслевого национального и зарубежного законодательства и другими факторами внешней среды. Исследование, проведенное автором, позволяет выявить деструктивные элементы внешней среды, которые могут стать причиной возникновения существенных угроз для производителей туристского продукта, то есть для туроператоров в сфере выездного туризма. В статье автором рассмотрены факторы и условия, способствующие возникновению угроз деятельности производителей туристского продукта в сфере выездного туризма России. На основе применения метода структурного анализа выявлены деструктивные элементы внешней среды сферы выездного туризма, которые могут быть урегулированы с помощью инструментов государственного регулирования. Автором на основе применения деятельностного анализа также определены противоречия функционирования механизма государственного регулирования в части обеспечения комплексной безопасности и противодействия выявленным угрозам в сфере выездного туризма России. Это позволяет выявить недостатки существующей системы государственного регулирования в данной сфере, предложить направления ее улучшения, а также разработать конкретные меры по предотвращению рассматриваемых в статье угроз комплексной безопасности всех субъектов отношений в экономической сфере выездного туризма Российской Федерации. Таким образом, исследование является актуальным и необходимым для того, чтобы помочь производителям туристского продукта и механизму государственного управления Российской Федерации в сфере выездного туризма России минимизировать риски и обеспечить комплексную безопасность индустрии туризма Российской Федерации.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.07.2021. — № 27. — Ч. II. — Ст. 5351

2. Закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 02.12.1996. — № 49. — Ст. 5491

3. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2020 г. № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.07.2020. — № 28. — Ст. 4441

4. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2020 г. № 1073 «Об утверждении Положения об особенностях на 2020–2022 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.2020. — № 31 (ч. II). — Ст. 5167

5. Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21.03.2022. — № 12. — Ст. 1839

6. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30.09.2019. — № 39. — Ст. 5460

7. Алиев, Р. З. Цели и особенности экономических санкций в международном праве // Проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований: сборник научных трудов. — Ижевск: Агентство международных исследований, 2021. — С. 77–80

8. Амирханова, Е. А. Некоторые аспекты государственного регулирования в сфере туризма // Право и государство: теория и практика. — 2010. — № 7. — С. 35–37

9. Бородаенко, А. А. «Санкции» и «меры» в международном праве: проблема нормативного закрепления и толкования // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 5. — С. 127–130

10. Бобкова, А. Г., Кудреватых, С. А., Писаревский, Е. Л. Безопасность туризма: учебник. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 272 с.

11. Решетникова, Н. Н. Экономическая безопасность в условиях санкционного давления западных стран: к вопросу о международном бизнес-взаимодействии // Общество, экономика, управление. — 2018. — № 2. — С. 38–43

12. Рубцов, В. А., Джумаев, Б. А. Влияние COVID-19 на индустрию туризма // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. География. Геология. — 2021. — Т. 7. — № 2. — С. 166–175

13. Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. — URL: https://economy.gov.ru/ (дата обращения: 08.08.2023)

14. Ростуризм [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения: 20.10.2022)

15. Росстат [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2023)

1. Meeting of the legislation of the Russian Federation (2021). Decree of the President of the Russia dated July 2, 2021 No. 400 On the National Security Strategy of the Russian Federation. Nо. 27 (Part II), art. 5351. (In Russian)

2. Meeting of the legislation of the Russian Federation (1996). Law of the Russian Federation dated November 24, 1996 Nо. 132-FZ On the Basics of Tourism Activities in the Russian Federation. No. 49, art. 5491. (In Russian)

3. Meeting of the legislation of the Russian Federation (2020). Resolution of the Russian Government dated July 6, 2020 Nо. 991 On Approval of the Regulations on the Specifics of the Execution of the Passenger Air Transportation Agreement, Including the Right of the Carrier to Unilaterally Change the Terms of Such an Agreement or Refuse to Execute it, as Well as on the Procedure and Deadlines for the Refund of the Carriage Fee Paid for Air Transportation in the Event of a Threat and (or) the Occurrence of Certain Emergency Situations, the Introduction of a High-Security Regime Preparedness or Emergency Situation in the Entire Territory of the Russian Federation or in its Part. No. 28, art. 4441. (In Russian)

4. Meeting of the legislation of the Russian Federation (2020). Resolution of the Russian Government dated July 20, 2020 Nо. 1073 On Approval of the Regulation on the Specifics for 2020–2022 of the Execution nd Termination of the Agreement on the Sale of a Tourist Product Concluded by March 31, 2020 Inclusive, by a Tour Operator Operating in the Field of Domestic Tourism, and (or) Inbound Tourism, and (or) Outbound Tourism, or By a Travel Agent Selling a Tourist Product Formed By By Such a Tour Operator, Including the Grounds, Procedure, Terms and Conditions For the Return to Tourists and (or) Other Customers of the Tourist Product of the Sums of Money They Paid for the Tourist Product or the Provision of an Equivalent Tourist Product At Other Times, Including in the Presence of Circumstances Specified in Part Three of Article 14 of the Federal Law On the Basics of Tourist Activity in the Russian Federation. No. 31 (Part II), art. 5167. (In Russian)

5. Meeting of the legislation of the Russian Federation (2022). Resolution of the Russian Government dated March 12, 2022 Nо. 353 On the specifics of licensing activities in the Russian Federation in 2022 and 2023. No. 12, art. 1839. (In Russian)

6. Meeting of the legislation of the Russian Federation (2019). Decree of the Russian Government dated September 20, 2019 Nо. 2129-r On approval of the Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035. No. 39, art. 5460. (In Russian)

7. Aliyev, R. Z. (2021). Goals and features of economic sanctions in international law. Problems and prospects of interdisciplinary research: collection of scientific paper. Izhevsk: International Research Agency, pp. 77–80. (In Russian)

8. Amirkhanova, E. A. (2010). Nekotorye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniia v sfere turizma [Some aspects of state regulation in the field of tourism]. Pravo i gosudarstvo: teoriia i praktika [Law and the state: theory and practice]. No. 7, pp. 35–37. (In Russian)

9. Borodaenko, A. A. (2018). "Sanktsii" i "mery" v mezhdunarodnom prave: problema normativnogo zakrepleniia i tolkovaniia ["Sanctions" and "Measures" in International Law: the Problem of Normative Consolidation and Interpretation]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and Practice of Social Development]. No. 5, pp. 127–130. (In Russian)

10. Bobkova, A. G., Kudrevatykh, S. A., Pisarevsky, E. L. (2014). Tourism safety: textbook. Moscow: Rostourism, 272 p. (In Russian)

11. Reshetnikova, N. N. (2018). Ekonomicheskaia bezopasnost v usloviiakh sanktsionnogo davleniia zapadnykh stran: k voprosu o mezhdunarodnom biznes-vzaimodeistvii [Economic security under the conditions of sanctions pressure from Western countries: on the issue of international business cooperation]. Obshchestvo, ekonomika, upravlenie [Society, Economics, Management]. No. 2, pp. 38–43. (In Russian)

12. Rubtsov, V. A., Dzhumaev, B. A. (2021). Vliianiia COVID-19 na industriiu turizma [The influence of COVID-19 on the tourism industry]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Geografiia. Geologiia [Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology]. Vol. 7, no. 2, pp. 166–175. (In Russian)

13. Ministry of Economic Development of the Russia (2023). — Available at: https://economy.gov.ru (accessed: 08.08.2023). (In Russian)

14. Rostourism (2022). — Available at: https://tourism.gov.ru (accessed: 20.10.2022). (In Russian)

15. Rosstat (2023). — Available at: https://rosstat.gov.ru (accessed: 15.07.2023). (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 01.03.2024

Дата принятия рукописи в печать: 28.03.2024

В Российской Федерации государством декларируется идея продвижения национального, то есть внутреннего, туризма взамен международному с целью получения экономического (бюджетного) эффекта [6]. Такая политика инициирует развитие отдельных туристских дестинаций и целых субъектов Российской Федерации. Но при этом значимость международного выездного туризма также высока. Это проявляется в том, что организация и управление сферой выездного туризма в первую очередь способствуют продвижению национальной экономики России на международной арене, повышают инвестиционную привлекательность российского туристского бизнеса и соответствующих объектов туристской бизнес-инфраструктуры и бизнес-инфраструктуры сателлитных сфер экономики, таких как гостинично-ресторанный бизнес, сферы здравоохранения, транспортных услуг и индустрия развлечений. Кроме того, развитие выездного туризма предполагает обширное культурное развитие граждан России и их восстановление, как физическое, так и моральное, что способствует удовлетворению одного из важнейших национальных интересов Российской Федерации [1].

Тем не менее мировой экономический кризис начала 2020 г., связанный с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также 2022 г., связанный с реакцией стран коллективного Запада на действия Российской Федерации, предполагающие обеспечение национальной безопасности в долгосрочной перспективе; санкции в сфере туристских визовых формальностей, возникшие на фоне ухудшения отношений Российской Федерации со многими зарубежными странами, осложнили доступ россиян к выездному туризму. Такие угрозы способствуют разрушению сложившихся в процессе глобализации рыночных отношений, а также снижают качество жизни граждан России ввиду ограничения их доступа к рекреационным ресурсам [7]. В целом складывающаяся ситуация вокруг сферы выездного туризма препятствует развитию человеческого капитала государства.

Для Цитирования:
Всеволод Александрович Кирюхин, Государственное управление угрозами сферы выездного туризма России. Международная экономика. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: