По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.57

Государственное регулирование аграрного рынка труда Республики Таджикистан

С. Гоибназаров канд. экон. наук, научный сотрудник, Институт экономики сельского хозяйства Таджикской академии сельскохозяйственных наук, e-mail: ssssaid1985@mail.ru

В статье показано современное состояние занятости сельского населения Республики Таджикистан, раскрыты основные проблемы, препятствующие эффективному ведению сельскохозяйственного производства на приусадебных участках, показана роль государства в регулировании занятости сельского населения республики.

Литература:

1. Богдановский В. А. Труд и занятость в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. — 2005. — № 6.

2. Власова В. М. Социально-экономические проблемы занятости в условиях становления рыночных отношений. — М., 2001.

3. Гоибназаров С. Занятость и безработица в сельском хозяйстве Республики Таджикистан // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. — 2015. — № 5.

4. Гоибназаров С. М. Регулирование аграрного рынка труда Республики Таджикистан: Дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2015. 5.Гуломов И. Модель аграрной экономики Таджикистана в XXI веке. — Душанбе: ЭКСПРЕСС, 2004. — 218 с.

6. Исламов Ф. С. Некоторые проблемы миграции населения в переходной экономике. — Душанбе, 2000.

7. Нурмахмадов М. Н. Рыночная экономика: Проблемы организации труда. — Душанбе: Дониш, 1991. — 129 с.

Сложившийся в Республике Таджикистан аграрный рынок труда характеризируется диспропорцией между наличием рабочих мест и их предложением.

Этот процесс усиливается в результате превращения скрытой безработицы в открытую и принимает не только количественный, но и качественный характер. Выражение несоответствия проявляется также в несовпадении профессиональной и квалификационной подготовки рабочей силы. С целью выравнивания диспропорций необходимо государственное регулирование. Основными направлениями данного регулирования являются:

• повышение занятости, рост числа рабочих мест на селе, особенно в обслуживающих и перерабатывающих отраслях;

• профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, включая безработных;

• организация трудоустройства работников, высвобождаемой из сельского хозяйства;

• создание благоприятных условий для проживания на селе;

• развитие социального партнерства в АПК;

• социальная защита сельских безработных и др.

Необходимо учитывать, что рынок труда самостоятельно не сбалансирует соответствие между наличием рабочих мест и их предложением. Для этого требуется создание управляющего механизма, который включает в себя разработку регулирующего механизма функционирования рынка труда для достижения поставленной цели.

Исходя из этого положения, обеспечение сбалансированности рабочих мест в республике должно определяться с учетом их наличия и возрастающей численностью трудовых ресурсов. Однако с учетом высокого уровня естественного прироста населения республики его достижение практически невозможно. Поэтому, на наш взгляд, в условиях рынка для оказания социальной поддержки населению вопрос достижения сбалансированности должен быть поставлен на минимизацию диспропорции в наличии рабочих мест и трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы как часть населения, способного и принимающего участие в трудовой деятельности, представляет собой количество работающих и безработных с учетом всех их качественных характеристик — профессии, квалификации, возраста, пола, возможности переобучения. Им присущи также прирост, выбытие, миграция, смена мест работы.

Для Цитирования:
С. Гоибназаров, Государственное регулирование аграрного рынка труда Республики Таджикистан. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: