По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.133.6 DOI:10.33920/pol-01-2012-01

Государственное (муниципальное) частное партнерство как эффективный инструмент развития социальной инфраструктуры территорий: некоторые вопросы теории и практики

Владимир Геннадьевич Новиков доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», научно-исследовательская лаборатория проблем комплексного развития сельских территорий
Елена Ивановна Семенова доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», научно-исследовательская лаборатория проблем комплексного развития сельских территорий
Алексей Викторович Корниенко доктор сельскохозяйственных наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», научно-исследовательская лаборатория проблем комплексного развития сельских территорий
Сергей Алексеевич Горохов научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», научно-исследовательская лаборатория проблем комплексного развития сельских территорий

В настоящей статье авторами предпринята попытка исследования роли и места государственного (муниципального) частного партнерства в современном организационно-экономическом механизме развития социальной инфраструктуры территориальных образований России (прежде всего — сельских муниципалитетов). В статье использованы результаты систематизации опроса руководителей субъектов Российской Федерации, проведенного в 2020 г. при поддержке Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Литература:

1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски [Текст] / В. Г. Варнавский. — М.: Наука, 2005. — С. 36.

2. Адаменко Д. А., Баранова Я. А., Кательницкий В. В., Страшко Е. В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере как инструмент повышения безопасности жизни населения региона [Текст] // Морская стратегия и политика России в контексте обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития в ХХI веке: сб. науч. трудов. — Севастополь, 2019. — С. 133–136.

3. Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере. — Сочи, 2016.

4. Кулов А. Р. Государственно-частное партнерство в системе инвестирования в социальную инфраструктуру сельских территорий / А. Р. Кулов // Экономика сельского хозяйства России. — 2018. — № 5. — С. 82–91.

5. Корниенко А. В. Опыт успешного применения механизма ГЧП на сельских территориях / А. В. Корниенко, Г. В. Жукевич, В. Г. Новиков, С. А. Горохов // Устойчивое и инновационное развитие в цифровую эпоху: мат-лы МНПК, 17–18 ноября 2020 г. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2020.

6. Семенова Е. И. Использование механизмов ГЧП в социальной сфере села — отечественный и зарубежный опыт/ Е. И. Семенова, В. Г. Новиков // Международная экономика. — 2020. — № 11.

7. Кибиров А., Косенко О. Формирование механизма привлечения долгосрочного капитала в развитие сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России. — 2015. — № 2. — С. 80–85.

8. Предварительные итоги ВСХП-2016. — М.: Росстат, 2017. — 290 с.

9. https://pppcenter.ru/analitika/ (дата обращения: 19.10.2020) г.

10. https://www.economy.gov.ru/material/fi le/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (дата обращения: 25.10.2020).

1. Varnavsky V.G. Partnership between the state and the private sector: forms, projects, risks [Text] / V.G. Varnavsky. - M.: Science - 2005. - P. 36.

2. Public private partnership in the social sphere as a tool to improve the safety of life of the population of the region [Text] / Adamenko D.A., Baranova Ya.A., Katelnitskiy V.V., Strashko E.V. // Maritime strategy and policy of Russia in the context of ensuring national security and sustainable development in the XXI century. Collection of scientifi c papers. Sevastopol, 2019.- P. 133-136.

3. Best practices for implementing public private partnership projects in the social sphere. - Sochi. - 2016.

4. Kulov A.R. Public private partnership in the system of investing in the social infrastructure of rural areas [Text] / А.Р. Kulov // Russian Agricultural Economics. - 2018.- №5. - P. 82-91.

5. Kornienko A.V. The experience of successful application of the PPP mechanism in rural areas / A.V. Kornienko, G.V. Zhukevich, V.G. Novikov, S.A. Gorokhov // Sustainable and innovative development in the digital age. Materials of the ISPC, November 17-18, 2020. - M.: Publishing house of the Moscow University for the Humanities, 2020.

6. Semenova E.I. The use of PPP mechanisms in the social sphere of the village - domestic and foreign experience / E.I. Semenova, V.G. Novikov // International Economics - 2020 - №11

7. Formation of a mechanism for attracting long-term capital in the development of rural areas [Text] / A. Kibirov, O. Kosenko // Russian Agricultural Economics. - 2015. - No. 2. - P. 80-85.

8. Preliminary results of VSHP-2016. Rosstat. - 2017. - 290 p.

9. https://pppcenter.ru/analitika/ date of access 19/10/2020

10. https://www.economy.gov.ru/material/fi le/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf Date of access 25/10/2020

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — одно из наиболее важных и универсальных направлений, используемых для привлечения инвестиций и сотрудничества между предпринимательскими структурами и властью. Благодаря применению механизмов ГЧП имеется существенный потенциал для реализации проектов, направленных на развитие сельских территорий в социальной сфере. В результате нехватки бюджетных средств для решения социально значимых проблем требуется привлечение инвестиций. Особенно остро эта проблема стоит на муниципальном уровне, где социальная нагрузка на бюджет традиционно больше, чем на региональном уровне. ГЧП выступает эффективным инструментом в развитии социальной сферы, так как напрямую связано с разработкой социально значимых проектов для населения. Реализация таких проектов сочетает в себе интересы общества, государства и бизнеса, что позволяет реализовывать социально значимые проекты с привлечением частных инвестиций.

По данным Минэкономразвития, на начало 2020 г. в России насчитывалось почти 3,1 тыс. действующих либо завершенных по истечении срока действия концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств в размере более 1,7 трлн руб., из которых 1,2 трлн руб. (или более 70 %) составляют внебюджетные инвестиции. Инвестиционные обязательства по таким концессионным соглашениям составляют 1,6 % от ВВП России за 2019 г. Для сравнения, в Великобритании этот уровень составляет не менее 6,6 % от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9 % от ВВП, в Канаде — 8,1 % от ВВП. Это свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций посредством концессий.

Проекты государственночастного партнерства в области развития социальной сферы сельских территорий считаются менее маржинальными, нежели проекты иных сфер общественной инфраструктуры (транспортной, коммунальной и других). Финансирование проектов ГЧП в обозначенной сфере связано со значительными трудностями ввиду неоднородности спроса, сложностью прогнозирования потребительского спроса и оценки социального эффекта.

Для Цитирования:
Владимир Геннадьевич Новиков, Елена Ивановна Семенова, Алексей Викторович Корниенко, Сергей Алексеевич Горохов, Государственное (муниципальное) частное партнерство как эффективный инструмент развития социальной инфраструктуры территорий: некоторые вопросы теории и практики. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: