Государственно-частное партнерство (ГЧП) — одно из наиболее важных и универсальных направлений, используемых для привлечения инвестиций и сотрудничества между предпринимательскими структурами и властью. Благодаря применению механизмов ГЧП имеется существенный потенциал для реализации проектов, направленных на развитие сельских территорий в социальной сфере. В результате нехватки бюджетных средств для решения социально значимых проблем требуется привлечение инвестиций. Особенно остро эта проблема стоит на муниципальном уровне, где социальная нагрузка на бюджет традиционно больше, чем на региональном уровне. ГЧП выступает эффективным инструментом в развитии социальной сферы, так как напрямую связано с разработкой социально значимых проектов для населения. Реализация таких проектов сочетает в себе интересы общества, государства и бизнеса, что позволяет реализовывать социально значимые проекты с привлечением частных инвестиций.
По данным Минэкономразвития, на начало 2020 г. в России насчитывалось почти 3,1 тыс. действующих либо завершенных по истечении срока действия концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств в размере более 1,7 трлн руб., из которых 1,2 трлн руб. (или более 70 %) составляют внебюджетные инвестиции. Инвестиционные обязательства по таким концессионным соглашениям составляют 1,6 % от ВВП России за 2019 г. Для сравнения, в Великобритании этот уровень составляет не менее 6,6 % от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9 % от ВВП, в Канаде — 8,1 % от ВВП. Это свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций посредством концессий.
Проекты государственночастного партнерства в области развития социальной сферы сельских территорий считаются менее маржинальными, нежели проекты иных сфер общественной инфраструктуры (транспортной, коммунальной и других). Финансирование проектов ГЧП в обозначенной сфере связано со значительными трудностями ввиду неоднородности спроса, сложностью прогнозирования потребительского спроса и оценки социального эффекта.