По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-10-2111-02

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения: анализ регулирующего воздействия в секторе первичной медико-санитарной помощи

Смышляев Алексей Викторович к. мед. н., ведущий научный сотрудник, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации», alexeysmishlyaev@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-7911-2467

В статье проведен системный анализ механизмов и регулирующего воздействия в сфере здравоохранения на примере сети амбулаторных медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению в городе Москва. В результате реализации проекта «Доктор Рядом» появились амбулаторные офисы, работающие по принципу «врача общей практики». Несмотря на социально важную направленность проекта, он не является привлекательным для инвесторов. Нормативно-правовое обеспечение имеет значительные пробелы, что играет ключевую роль в достижении целей проекта. Статистическая картина по работе амбулаторно-поликлинических учреждений и показателям заболеваемости не имеет значимых изменений, что может быть обусловлено незначительной долей участия в предоставлении медицинской помощи населения со стороны участников проекта «Доктор Рядом». Необходимо предоставить более инвестиционно-привлекательные условия, которые существенно снизят издержки для частного сектора.

Литература:

1. Перфилова О.В. Основные модели государственно-частного партнерства и их применение в государственных учреждениях здравоохранения // Инновационное развитие экономики. 2018. № 6–1 (48). С. 116–118.

2. Кадырова Л.Р., Кашапова З.С. Развитие инструмента государственно-частного партнерства в здравоохранении регионов Российской Федерации // Казанский экономический вестник. 2017. № 2 (28). С. 10–18.

3. Лайченкова Н.Н., Нефедова С.А. Проблемы становления института государственно-частного партнерства в системе здравоохранения Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 1 (47). С. 118–126.

4. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Артемова П.В. Государственно-частное партнерство в здравоохранении и его роль в формировании новой модели медицинской организации: отечественная практика и зарубежный опыт // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 5. С. 292–297.

5. Платонова Н.И., Смышляев А.В. Проблемы нормативно-правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации // Право и политика. 2018. № 8. С. 114–121.

6. Гурская А.Ю. Государственно-частное партнерство в медицине // Бизнес и общество. 2020. № 1 (25). С. 13.

7. Панова Т.В. Особенности привлечения инвестиций в инфраструктуру здравоохранения Российской Федерации // Экономические науки. 2017. № 156. С. 25–28.

8. Ковалева И.П., Баженова С.А., Амбарян А.Х. Государственно-частное партнерство в российском здравоохранении: региональный аспект // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28. № 3. С. 360–367.

9. Доктор Рядом. Электронный ресурс https://mosgorzdrav.ru/ru- RU/citizens/health/doctor_ ryadom.html

10. Социальная сфере. Официальный сайт Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. https://mosstat.gks.ru/folder/64643

11. Постановление Правительства Москвы от 25 февраля 2013 г. N 100-ПП «О реализации пилотного проекта «Доктор рядом». Электронный ресурс https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70224004/

12. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы № 324 от 08.05.2018 года «О регламенте взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы с участниками реализации пилотного проекта «Доктор рядом»». Электронный ресурс http://docs.cntd.ru/document/557456482

1. Perfilova O.V. Osnovnye modeli gosudarstvenno-chastnogo partnerstva i ikh primenenie v gosudarstvennykh uchrezhdeniiakh zdravookhraneniia [The main models of public-private partnership and their application in public health institutions] // Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy]. 2018. No. 6–1 (48). P. 116–118. (In Russ.)

2. Kadyrova L.R., Kashapova Z.S. Razvitie instrumenta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v zdravookhranenii regionov Rossiiskoi Federatsii [Development of a tool for public-private partnership in healthcare in the regions of the Russian Federation] // Kazanskii ekonomicheskii vestnik [Kazan Economic Bulletin]. 2017. No. 2 (28). P. 10–18. (In Russ.)

3. Laichenkova N.N., Nefedova S.A. Problemy stanovleniia instituta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sisteme zdravookhraneniia Rossiiskoi Federatsii [Problems of the establishment of the institution of public-private partnership in the health care system of the Russian Federation] // Leningradskii iuridicheskii zhurnal [Leningrad Law Journal]. 2017. No. 1 (47). P. 118–126. (In Russ.)

4. Smyshliaev A.V., Mel'nikov Iu.Iu., Artemova P.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v zdravookhranenii i ego rol v formirovanii novoi modeli meditsinskoi organizatsii: otechestvennaia praktika i zarubezhnyi opyt [Public-private partnership in health care and its role in the formation of a new model of medical organization: domestic practice and foreign experience] // Problemy ekonomiki i iuridicheskoi praktiki [Problems of Economics and Legal Practice]. 2018. No. 5. P. 292–297. (In Russ.)

5. Platonova N. I., Smyshliaev A.V. Problemy normativno-pravovogo regulirovaniia okazaniia pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoshchi v Rossiiskoi Federatsii [Problems of legal regulation of the provision of primary health care in the Russian Federation] // Pravo i politika [Law and Politics]. 2018. No. 8. P. 114–121. (In Russ.)

6. Gurskaia A. Iu. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v meditsine [Public-private partnership in medicine] // Biznes i obshchestvo [Business and Society]. 2020. No. 1 (25). P. 13. (In Russ.)

7. Panova T.V. Osobennosti privlecheniia investitsii v infrastrukturu zdravookhraneniia Rossiiskoi Federatsii [Features of attracting investments in the healthcare infrastructure of the Russian Federation] // Ekonomicheskie nauki [Economic sciences]. 2017. No. 156. P. 25–28. (In Russ.)

8. Kovaleva I.P., Bazhenova S.A., Ambarian A.Kh. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v rossiiskom zdravookhranenii: regionalnyi aspekt [Public-private partnership in Russian healthcare: regional aspect] // Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny [Problems of social hygiene, health care and history of medicine]. 2020. Vol. 28. No. 3. P. 360–367. (In Russ.)

9. Doktor Riadom [Doctor Nearby]. Electronic resource https://mosgorzdrav.ru/ru-RU / citizens / health / doctor_ryadom.html (In Russ.)

10. Sotsialnaia sfere [Social sphere]. Official site of the Office of the Federal State Statistics Service for Moscow and the Moscow Region. https://mosstat.gks.ru/folder/64643 (In Russ.)

11. Postanovlenie Pravitelstva Moskvy ot 25 fevralia 2013 g. N 100-PP «O realizatsii pilotnogo proekta «Doktor riadom» [Decree of the Moscow Government dated February 25, 2013 N 100-PP «On the implementation of the pilot project «Doctor nearby»]. Electronic resource https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70224004/ (In Russ.)

12. Prikaz Departamenta zdravookhraneniia goroda Moskvy № 324 ot 08.05.2018 goda «O reglamente vzaimodeistviia meditsinskikh organizatsii gosudarstvennoi sistemy zdravookhraneniia goroda Moskvy s uchastnikami realizatsii pilotnogo proekta «Doktor riadom»» [Order of the Moscow City Healthcare Department No. 324 dated 05/08/2018 «On the regulation of interaction between medical organizations of the state health care system of the city of Moscow with the participants in the implementation of the pilot project «Doctor nearby»"]. Electronic resource: http://docs.cntd.ru/document/557456482 (In Russ.)

Здравоохранение является одной из наиболее социально значимых отраслей в общественном секторе [1]. Безусловно, достигнуть парето-эффективного распределения ресурсов в настоящее время в системе охраны здоровья граждан не представляется возможным [2]. Существует ряд факторов, связанных с провалом рынка, но, несмотря на это, стремление достигнуть эффективного обеспечения предоставления медицинских услуг является ключевой задачей на современном этапе для развитых и большинства развивающихся стран мира [3, 4].

Стремление к снижению издержек, сохранению надлежащего качества и максимальной доступности медицинской помощи привели к тому, что последние десятилетия активно реализуются проекты государственного (муниципального) частного партнерства (далее — ГЧП) в сфере здравоохранения [5, 6]. Предполагается, что использование материально-технических ресурсов государства и эффективных технологий бизнес-управления будет способствовать решению проблем доступности и качества медицинской помощи. Учитывая, что основа национальной системы здравоохранения — это первичная медико-санитарная помощь (далее — ПМСП), то именно в этом сегменте представляется наиболее важным применение эффективных государственных управленческих решений [7, 8].

Целью исследования явился анализ механизмов и регулирующего воздействия в сфере здравоохранения на примере сети амбулаторных медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению («Доктор Рядом») в городе Москва (далее — проект «Доктор Рядом») с позиций справедливости и эффективности.

Материалами для исследования явились статистические, аналитические, нормативно-правовые источники данных, находящиеся в открытом доступе (научные публикации входящие в РИНЦ; нормативно-правовые акты и статистические и аналитические отчеты в области охраны здоровья граждан, размещенные на официальных ресурсах органов государственной (муниципальной) власти РФ) [9, 10]. Был проведен контент-анализ источников. Проводилась статистическая и аналитическая обработка данных.

Для Цитирования:
Смышляев Алексей Викторович, Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения: анализ регулирующего воздействия в секторе первичной медико-санитарной помощи. Справочник врача общей практики. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: