Здравоохранение является одной из наиболее социально значимых отраслей в общественном секторе [1]. Безусловно, достигнуть парето-эффективного распределения ресурсов в настоящее время в системе охраны здоровья граждан не представляется возможным [2]. Существует ряд факторов, связанных с провалом рынка, но, несмотря на это, стремление достигнуть эффективного обеспечения предоставления медицинских услуг является ключевой задачей на современном этапе для развитых и большинства развивающихся стран мира [3, 4].
Стремление к снижению издержек, сохранению надлежащего качества и максимальной доступности медицинской помощи привели к тому, что последние десятилетия активно реализуются проекты государственного (муниципального) частного партнерства (далее — ГЧП) в сфере здравоохранения [5, 6]. Предполагается, что использование материально-технических ресурсов государства и эффективных технологий бизнес-управления будет способствовать решению проблем доступности и качества медицинской помощи. Учитывая, что основа национальной системы здравоохранения — это первичная медико-санитарная помощь (далее — ПМСП), то именно в этом сегменте представляется наиболее важным применение эффективных государственных управленческих решений [7, 8].
Целью исследования явился анализ механизмов и регулирующего воздействия в сфере здравоохранения на примере сети амбулаторных медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению («Доктор Рядом») в городе Москва (далее — проект «Доктор Рядом») с позиций справедливости и эффективности.
Материалами для исследования явились статистические, аналитические, нормативно-правовые источники данных, находящиеся в открытом доступе (научные публикации входящие в РИНЦ; нормативно-правовые акты и статистические и аналитические отчеты в области охраны здоровья граждан, размещенные на официальных ресурсах органов государственной (муниципальной) власти РФ) [9, 10]. Был проведен контент-анализ источников. Проводилась статистическая и аналитическая обработка данных.