Как известно, Германия отличается многообразием форм и методов эффективной государственной поддержки инновационной деятельности. Среди них выделяют: государственный заказ научно-исследовательским центрам; стимулирование патентования; предоставление безвозмездных субсидий (грантов) и льготных займов на проведение фундаментальных научных исследований; налоговые льготы предприятиям, осуществляющим научную и инновационную деятельность; а также активная информационно-консультационная поддержка. Одним из весьма распространенных методов преодоления несостоятельности рынка в инновационной сфере является государственно-частное партнерство, которое реализуется в виде совместных предприятий, учреждаемых бизнесструктурами, государством и научноисследовательскими институтами, а также в развитии технопарков, бизнес-инкубаторов и венчурных предприятий, чему и будет посвящена данная статья.
Итак, что привносит каждая из участвующих сторон в процесс становления и успешного функционирования совместного предприятия? Бизнес-структуры, как известно, обладают высокой степенью мобильности, склонностью к инновациям, профессиональным опытом, гибкостью и оперативностью в принятии решений, эффективностью использования ресурсов. В то же время государство, предоставляя те или иные услуги населению, ориентируется не столько на прибыльность своей деятельности, сколько на пользу, приносимую ею обществу, и выполнение прежде всего социальной функции.
Следовательно, в совместных предприятиях государство прибегает к услугам бизнес-структур, так как, привнося в традиционно государственную сферу экономики частные товары и услуги, оно успешно производит общественное благо наиболее эффективным и оптимальным способом, применяя механизмы и технологии, характерные для частного бизнеса.
В самом широком понимании государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой организационный и институциональный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности — от предоставления социальных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий, развития стратегически важных отраслей экономики до проведения крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [5, c. 42]. При этом разделение правомочий собственности между государственным и частным секторами экономики в рамках партнерства обычно касается не всего комплекса правомочий, на которые распадается в хозяйственном обороте суверенное право титульного собственника, а лишь некоторых из них, таких как право контроля над использованием активов, право на доход, право на управление, а также право на изменение капитальной стоимости объектов соглашений и право на переуступку тех или иных собственнических правомочий другим лицам [2, c. 64–65].