По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Государственно-частное партнерство в сфере инноваций в Германии

Хайретдинова Эльмира Мехдятовна аспирантка экономического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46, E-mail: elmira.kh@hotmail.com

Рассматривается специфика функционирования совместных предприятий в Германии, учреждаемых государством, бизнесом и наукой в форме государственно-частного партнерства, а также деятельность различных технопарков и бизнес-инкубаторов; на базе конкретных примеров оценивается их эффективность, способы создания и расширения.

Литература:

1. Александрова С. Ю. Использование зарубежного опыта деятельности малых инновационных предприятий при вузах в РФ / С. Ю. Александрова, Г. О. Халова // Нефть, газ и бизнес. — 2012. — № 1–2.

2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. — 2008. — № 8.

3. История развития и становления технопарков и бизнес-инкубаторов в Германии // Сеть научно-технического сотрудничества между учеными Белоруссии и Германии. — 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belarusgermany.polytechnic.by/?page_id=107.

4. Ленчук Е. Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран / Е. Б. Ленчук, Г. А. Власкин // Проблемы прогнозирования. — 2010. — № 5.

5. Сергеев А. М. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере // Бизнес, менеджмент и право. — 2009. — № 1.

6. Шахлин В. Германия — это не только высокие технологии // Эксперт Сибирь. — 2010. — № 24–25 (274) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// expert.ru/siberia/2010/24/germaniya/.

Как известно, Германия отличается многообразием форм и методов эффективной государственной поддержки инновационной деятельности. Среди них выделяют: государственный заказ научно-исследовательским центрам; стимулирование патентования; предоставление безвозмездных субсидий (грантов) и льготных займов на проведение фундаментальных научных исследований; налоговые льготы предприятиям, осуществляющим научную и инновационную деятельность; а также активная информационно-консультационная поддержка. Одним из весьма распространенных методов преодоления несостоятельности рынка в инновационной сфере является государственно-частное партнерство, которое реализуется в виде совместных предприятий, учреждаемых бизнесструктурами, государством и научноисследовательскими институтами, а также в развитии технопарков, бизнес-инкубаторов и венчурных предприятий, чему и будет посвящена данная статья.

Итак, что привносит каждая из участвующих сторон в процесс становления и успешного функционирования совместного предприятия? Бизнес-структуры, как известно, обладают высокой степенью мобильности, склонностью к инновациям, профессиональным опытом, гибкостью и оперативностью в принятии решений, эффективностью использования ресурсов. В то же время государство, предоставляя те или иные услуги населению, ориентируется не столько на прибыльность своей деятельности, сколько на пользу, приносимую ею обществу, и выполнение прежде всего социальной функции.

Следовательно, в совместных предприятиях государство прибегает к услугам бизнес-структур, так как, привнося в традиционно государственную сферу экономики частные товары и услуги, оно успешно производит общественное благо наиболее эффективным и оптимальным способом, применяя механизмы и технологии, характерные для частного бизнеса.

В самом широком понимании государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой организационный и институциональный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности — от предоставления социальных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий, развития стратегически важных отраслей экономики до проведения крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [5, c. 42]. При этом разделение правомочий собственности между государственным и частным секторами экономики в рамках партнерства обычно касается не всего комплекса правомочий, на которые распадается в хозяйственном обороте суверенное право титульного собственника, а лишь некоторых из них, таких как право контроля над использованием активов, право на доход, право на управление, а также право на изменение капитальной стоимости объектов соглашений и право на переуступку тех или иных собственнических правомочий другим лицам [2, c. 64–65].

Для Цитирования:
Хайретдинова Эльмира Мехдятовна, Государственно-частное партнерство в сфере инноваций в Германии. Международная экономика. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: