По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Государственная политика в здравоохранении в зарубежных странах

В рамках данной статьи изучены главные аспекты реализации государственной политики в области здравоохранения зарубежных стран. Были изучены основные модели систем здравоохранения, которые используются в развитых странах, обозначены их достоинства и недостатки. На основании проведенного исследования было сделано заключение о том, какая модель может быть наиболее эффективно использована в России.

Литература:

1. Официальный сайт Росстата России // Режим доступа: //http://www.gks.ru/.

2. Шибалков И. П. Оценка эффективности организации системы здравоохранения: зарубежный опыт // Вестник науки Сибири. — № 1 (20). — 2016. — С. 66–76.

3. Головина Н. А. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной политики в сфере здравоохранения / В сб.: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. — Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 285–289.

Социальная политика современного развитого государства во многом базируется на удовлетворении потребностей населения в получении качественного и своевременного лечения, система здравоохранения является ее важнейшим компонентом. Государство должно обеспечивать создание полноценных условий для здорового образа жизни человека и охраны его здоровья, что предопределяет устойчивость социально-экономического развития.

Существует несколько моделей системы здравоохранения, они различаются формами и методами контроля объема и качества медицинской помощи, способами финансирования, механизмами стимулирования потребителей и поставщиков медицинских услуг. К таким моделям относятся:

• модель Бисмарка (Германия);

• модель Семашко (СССР);

• модель Бевериджа (Великобритания);

• частная модель.

Наиболее широко во всем мире распространена немецкая модель Бисмарка — страховая система здравоохранения. Она характеризуется следующими признаками:

• финансирование процесса оказания медицинских услуг осуществляется за счет взносов в систему национального страхования;

• страхование производит публичноправовой орган самоуправления;

• страховой и общенациональный бюджеты строго разграничены между собой;

• работодатель не несет ответственности.

Такую систему используют многие зарубежные страны, она очень распространена в странах Европейского союза, в частности, в Австрии, Германии, Нидерландах, Бельгии, Франции. Успешный опыт Германии в реализации модели Бисмарка является ярким доказательством ее эффективности и корректного функционирования. В контексте данного исследования подробно рассмотрены особенности системы управления здравоохранением в Германии.

Фонды социального страхования являются финансовым фундаментом всей немецкой медицинской отрасли. Система функционирует на принципе взаимопомощи застрахованных, которая заключается в распределении нагрузки между всеми участниками системы за счет совместного финансирования страховых услуг. Выплата страховых взносов осуществляется совместно наемным работником и его работодателем, причем выплаты осуществляются в равных соотношениях. Размер обязательного страхового взноса в фонд социального страхования не является фиксированным, он зависит от доходов и работника, и работодателя.

Исключение в этой системе — взнос на страхование от несчастного случая на производстве. Работодатель в полном объеме выплачивает его самостоятельно, а также несет ответственность за ежемесячное перечисление всех взносов в больничные кассы, осуществляющие распределение поступивших средств между Федеральным агентством по труду и соответствующими социальными фондами. Как правило, объема поступающих взносов недостаточно для того, чтобы покрыть все расходы медицинских учреждений, а потому государство постоянно субсидирует сферу обязательного медицинского страхования для ее полноценного функционирования.

Среди основных особенностей системы здравоохранения в Германии необходимо выделить следующие:

1. В каждом регионе (земле) существуют собственные стратегические планы развития больничной сети, разработанные на год и на несколько лет. Планы разрабатываются по результатам оценки потребностей населения и определения мощности больниц, которая потребуется для удовлетворения потребностей населения. В компетенцию органов управления здравоохранением также входит визирование крупных инвестиций, закупка дорогостоящей медицинской техники, оборудования для медицинских учреждений, строительство новых клиник.

2. Для предоставления больничной помощи организации должны работать строго в соответствии с жесткой системой правил, которые определены в Немецком социальном кодексе. Чтобы иметь возможность заключать договоры на оказание медицинской помощи в рамках ОМС, больницы в обязательном порядке должны принимать участие в программах обеспечения качества. Набор критериев качества, требования к организациям, порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются региональными и федеральными органами государственного управления.

3. Одним из основных элементов немецкой системы здравоохранения является совокупность программ оказания медицинских услуг, финансируемых на региональном уровне, по отношению к лицам, которые не участвуют в общей системе обязательного медицинского страхования из-за отсутствия у них денежных средств.

4. При обязательном страховании страховка распространяется на всех членов семьи застрахованного лица без внесения дополнительных взносов в том случае, если доход каждого из членов семьи не превышает установленный минимум (от 327 до 322 евро). Таким образом, эту систему также можно рассматривать как основной вариант оказания медицинской помощи для людей, которые имеют низкий уровень дохода, для пожилых людей или для семей, имеющих единственный источник дохода.

5. Врачи несут профессиональную ответственность — все практикующие врачи должны в обязательном порядке ее застраховать. Это позволяет получить еще один источник финансирования за счет страховой компании медицинского работника, совершившего ошибку.

Следующей моделью функционирования системы здравоохранения является модель Бевериджа, широко распространенная в таких странах, как Канада или Великобритания. Особенностями этой модели здравоохранения являются:

• имеется высший орган руководства системой здравоохранения, что позволяет осуществлять управление системой здравоохранения централизованно;

• наличие центрального планирования и регионального планирования (при планировании процессов предоставления медицинской помощи приоритетным является центральное планирование);

• финансирование системы здравоохранения осуществляется из средств федерального бюджета, средства выделяются и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали. Таким образом, финансирование происходит из средств, поступивших в рамках прямого налогообложения;

• благодаря системе централизованного финансирование осуществляется жесткий контроль за стоимостью медицинских услуг, государство активно контролирует и регулирует качество услуг, оказываемых населению;

• большая часть медицинских учреждений являются государственными, что позволяет обеспечить охват медицинской помощью всего населения.

Также в рамках модели Бевериджа государство обладает следующими полномочиями в системе здравоохранения:

• планирование создания новых медицинских учреждений;

• обеспечение подготовки квалифицированных медицинских кадров;

• проведение профилактических мероприятий;

• способствование развитию медицинской науки;

• обеспечение предоставления бесплатной помощи населению;

• финансирование инвестиционных и текущих расходов сферы здравоохранения.

Одним из самых ярких примеров эффективного функционирования модели Бевериджа является Великобритания, где действует бюджетное страхование. Ключевой принцип работы системы медицинского страхования выглядит следующим образом: все жители страны должны иметь доступ к медицинским услугам. Особенность здравоохранения Великобритании заключается в том, что финансирование медицинской помощи происходит за счет совокупности средств государственного бюджета и части средств социального налога, который работодатели уплачивают совместно с наемными работниками.

В качестве примера работы частной системы здравоохранения можно привести Соединенные Штаты Америки. В США источником средств для финансирования оказываемых населению медицинских услуг являются средства работодателей и индивидуальные доходы граждан. На сегодняшний день США являются единственной страной в мире, где медицинские услуги предоставляются населению в основном на платной основе.

Финансирование американской частной модели здравоохранения происходит за счет частного страхования. Работодатель должен приобрести «страховки» у аккредитованных страховых компаний для всех своих сотрудников. Страховые полисы различаются по условиям и набору медицинских услуг в зависимости от того, сколько за них готов заплатить работодатель. Таким образом, одной из главных проблем частной системы здравоохранения является высокая стоимость медицинской помощи и отсутствие эффективной системы профилактической работы по предупреждению развития заболеваний. Население имеет разный уровень доступа к медицинской помощи, социальные группы с низкими доходами сталкиваются с недостаточным вниманием из-за того, что их лечение финансируется государством из средств, выделенных в рамках специальных государственных программ.

Все эти проблемы негативно сказались на эффективности работы американской системы здравоохранения и привели к тому, что страна столкнулась с необходимостью существенного реформирования сферы здравоохранения. Реформы начались в 2010 году и привнесли серьезные изменения в процесс оказания медицинских услуг населению. Действующая реформа здравоохранения США осуществляется под эгидой закона «О защите пациентов и доступности медицинской помощи» и включает несколько основных направлений:

1. Введение системы обязательного медицинского страхования для всех граждан США без исключения. Теперь все американцы должны иметь «страховку». В случае, если доходы не позволяют ее приобрести, граждане могут воспользоваться системой льгот, которая введена в отношении различных социальных групп: студентов, малоимущих и пр. Предусмотрены льготы и для работодателей. До начала действия нового закона страхование было добровольным, гражданин самостоятельно определял набор услуг, которые будут входить в его страховой полис, в соответствии со своими доходами и финансовыми возможностями его работодателя.

2. Введение системы регулирования страховых тарифов и объемов медицинской помощи, предоставляемых по «страховке». Страховые компании теперь должны устанавливать приоритеты и выделять разные ценовые категории для различных групп населения. Стоимость базового пакета страхования определяется государством, в него входит профилактика и диагностика заболеваний, лекарственное обеспечение на этапах амбулаторного лечения, долговременного ухода и стационарного лечения.

3. Регулирование стоимости медицинских услуг и повышение их качества. Для решения этой задачи формируются специальные комиссии, которые будут оценивать эффективность назначаемого лечения, контролировать деятельность частных врачей и страховых компаний.

Стоимость американской реформы системы здравоохранения является очень высокой, однако правительство страны оценивает ее как экономически эффективную не только в прямых, но и в косвенных издержках. Совокупная стоимость реформы составляет около 940 млрд долларов.

Как следует из проведенного анализа, различные модели функционирования системы здравоохранения обладают различными финансовыми и организационными механизмами и инструментами, необходимыми для реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Главная задача системы здравоохранения при этом заключается в укреплении состояния здоровья населения и повышении качества жизни.

Одним из самых объективных показателей успешности деятельности системы здравоохранения является ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Германии в 1990 году составляла 71,9 года, женщин — 78,4. В 2017 году эти показатели выросли до 78,3 года у мужчин и 83,1 года у женщин. Прирост составил 8,9 % у мужчин и 6 % у женщин. В Великобритании прирост за аналогичный период составил 7,8 % у мужчин (с 72,9 до 82,5 лет) и 5,4 % у женщин (с 78,3 до 82,5 лет). В России в 1990 году ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляла 63,2 года, у женщин — 73,9 года. К 2017 году у мужчин этот показатель равнялся 66,5 годам, у женщин — 77,9 года. Рост составил 5,2 % для мужчин и 4,3 % для женщин.

Таким образом, ожидаемая продолжительность жизни в целом возросла во всех рассматриваемых странах, однако в России этот показатель находится по-прежнему на низком уровне, наша страна продолжает отставать от развитых западных стран.

Использование зарубежного опыта других стран позволит изменить ситуацию. Наиболее рациональным может стать использование модели системы здравоохранения Германии с использованием отдельных элементов системы Великобритании. Частная модель в России не может быть реализована из-за низких доходов населения — у большинства граждан нет возможности приобрести медицинский страховой полис.

Язык статьи:
Действия с выбранными: