По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Государственная политика в сфере юридического клинического образования и обеспечения права граждан на бесплатную юридическую помощь

Вячеслав Александрович Берковский доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, канд. социол. наук, 355047, Ставрополь, пр. Кулакова, д. 49/1, кв. 87 тел.: 8-918-781-64-31, Е-mail: vberk77@mail.ru

В статье рассматривается государственная политика и правовое регулирование в сфере юридического клинического образования. Анализируется роль и значение юридических клиник в качестве основы формирования профессиональных компетенций будущих юристов, а также механизма правового просвещения, обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную юридическую помощь, правовую информацию, повышения уровня социально-правовой защищенности.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.01.2018).

2. Основы государственной политики Российской Федерации в  сфере развития правовой грамотности и  правосознания граждан, утв. президентом РФ 28.04.2011 № Пр.–1168 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.01.2018).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.01.2018).

4. Приказ Министерства образования РФ от  30.09.1999 №  433 «О  правовых консультациях («правовых клиниках») для  населения на  базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.01.2018).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 40.03.01 «юриспруденция» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.fgosvo.ru (дата обращения: 10.12.2017).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 № 1763 (в ред. от 31.05.2011) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления подготовки 030900 (40.04.01) «юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.fgosvo.ru (дата обращения: 10.12.2017).

7. Смирнов  Д. А. Профессиональное образование и  юридическая помощь незащищенным: опыт создания юридической клиники при Академии ФСИН России // Юридическое образование и наука. — 2012. — № 1. — С. 33–35.

8. Мирошник Е., Пантелеев Б., Фурсова И. Правовое просвещение молодежи // Юрист. — 2013. — № 16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.khv.ru (дата обращения: 12.02.2018).

9. Юридическое клиническое образование. Юридическая клиника Юридического института ИГУ [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.clinik.lawinstitut.ru (дата обращения: 12 12.2017).

Современная молодежь выступает одним из главных субъектов правовой культуры общества, поскольку именно от качества правовых знаний, ценностей и норм, а также практических умений и навыков, усвоенных в процессе правовой социализации, будет во многом зависеть будущее правового государства и гражданского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики становится развитие системы правового просвещения, формирования правовой грамотности и правосознания граждан, профилактики правового нигилизма в молодежной среде, повышения уровня общей правовой культуры личности.

В то же время социальноэкономический кризис, охвативший российское общество в период его радикальной трансформации, не обошел стороной и систему образования, претерпевшего череду преобразований. Институциональный кризис проявился в ломке прежней структуры образования и формирования новой. В результате реформ произошел «разрыв» образовательной преемственности, отразившийся на качестве подготовки будущих специалистов. Гражданское общество оказалось не в состоянии обеспечить равнозначное социальным изменениям качественное юридическое образование молодому поколению, в связи с чем возникла необходимость переориентации высшего образования на поиск выхода из кризиса путем формирования широкого диапазона профессиональных компетенций выпускников.

В целях реализации данной задачи возникла необходимость построения логической цепи качественного, практико-ориентированного юридического образования, которое будет реализовываться посредством функциональных связей между наукой, практикой, педагогикой, с одной стороны, и методикой практической подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности — с другой.

Звеном такой цепочки в правовом образовании должна была стать юридическая клиника, функционирующая сегодня в российских вузах с широким участием студентов-юристов. Реализация клинической технологии в повышении уровня правовой грамотности молодежи должна осуществляться на принципах исторической преемственности образовательных традиций и современных инноваций, сбалансированного соотношения академического и прикладного компонентов в изучении юриспруденции.

Для Цитирования:
Вячеслав Александрович Берковский, Государственная политика в сфере юридического клинического образования и обеспечения права граждан на бесплатную юридическую помощь. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: