Современная молодежь выступает одним из главных субъектов правовой культуры общества, поскольку именно от качества правовых знаний, ценностей и норм, а также практических умений и навыков, усвоенных в процессе правовой социализации, будет во многом зависеть будущее правового государства и гражданского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики становится развитие системы правового просвещения, формирования правовой грамотности и правосознания граждан, профилактики правового нигилизма в молодежной среде, повышения уровня общей правовой культуры личности.
В то же время социальноэкономический кризис, охвативший российское общество в период его радикальной трансформации, не обошел стороной и систему образования, претерпевшего череду преобразований. Институциональный кризис проявился в ломке прежней структуры образования и формирования новой. В результате реформ произошел «разрыв» образовательной преемственности, отразившийся на качестве подготовки будущих специалистов. Гражданское общество оказалось не в состоянии обеспечить равнозначное социальным изменениям качественное юридическое образование молодому поколению, в связи с чем возникла необходимость переориентации высшего образования на поиск выхода из кризиса путем формирования широкого диапазона профессиональных компетенций выпускников.
В целях реализации данной задачи возникла необходимость построения логической цепи качественного, практико-ориентированного юридического образования, которое будет реализовываться посредством функциональных связей между наукой, практикой, педагогикой, с одной стороны, и методикой практической подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности — с другой.
Звеном такой цепочки в правовом образовании должна была стать юридическая клиника, функционирующая сегодня в российских вузах с широким участием студентов-юристов. Реализация клинической технологии в повышении уровня правовой грамотности молодежи должна осуществляться на принципах исторической преемственности образовательных традиций и современных инноваций, сбалансированного соотношения академического и прикладного компонентов в изучении юриспруденции.