По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323

Государственная политика создания национальной сети институтов регионального развития

Елена Степановна Устинович д-р полит. наук, доцент; профессор кафедры экономики, управления и политики, Юго-Западный государственный университет; руководитель Курского отделения Национального союза политологов, e-mail: lenausti@mail.ru

В настоящее время развитие регионов РФ задает достаточно непростую задачу в области инвестирования. Знание и понимание основных аспектов реализации инвестиционной политики в регионе необходимо для решения данных проблем, которые лежат именно на уровне субъекта федерации. Продуктивное развитие субъектов при осуществлении региональной политики невозможно качественно, без создания соразмерных институциональных основ. В статье проведен соответствующий анализ.

Литература:

1. Андрианов В. В. Институты развития и их роль в реализации проектов государственно-частного партнерства / В. В. Андрианов. — М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 2017. — 47 с.

2. Глазьев С. Меры по преодолению последствий глобального кризиса должны быть согласованы со стратегическими задачами социально-экономического развития // Экономические стратегии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inesnet.ru.

3. Глазьев С. Ю., Фетисов Г. Г. Новый курс: стратегия прорыва: научный доклад. — М.: РАН, 2012. — С. 7.

4. Гойхер О. Л. Транзакционные издержки в инвестиционной политике региона // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 1 (37). — С. 88–89.

5. Грозова О. С. К вопросу о классификации институтов развития и институциональных рисков инновационной деятельности / О. С. Грозова // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.science-education.ru.

6. Заболоцкая В. В., Шистко Н. Е. Сравнительный анализ деятельности финансовых институтов развития в контексте активизации участия России (на примере региональных банков развития) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 5–3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-deyatelnosti-finansovyhinstitutov-razvitiya-v-kontekste-aktivizatsii-uchastiya-rossii-na-primere-regionalnyh (дата обращения: 03.12.2019).

7. Дежина И. Институты развития: что известно об их эффективности? // Инновации. — 2016. — № 126. — С. 4.

8. Институты развития как инструмент региональной политики: научный доклад РАН / под ред. А. В. Виленского. — М., 2017. — 124 с.

9. Региональная экономика и пространственное развитие: в 2-х тт. — Т. 1. — Региональная экономика. Теория, модели и методы / Л. Э. Лимонов [и др.] / под общ. ред. Л. Э. Лимонова. — М.: Изд-во Юрайт, 2016. — 397 с.

10. Смирнов В. Эффективное социально-экономическое развитие региона: парадигма и концепция // Проблемы теории и практики управления. — 2012. — № 9. — С. 61.

11. Смирнов В. Социально-экономические условия эффективного развития регионов: оценка, интеграционный вектор // Проблемы теории и практики управления. — 2018. — № 3. — С. 31–39.

12. Старцева О. А., Авакумова Н. Н. Институциональные предпосылки развития регионов // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 3. — С. 157–159.

13. Пьянкова С. Г. Формирование институтов развития монопрофильных территорий: зарубежный и отечественный опыт // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 12 (часть 2). — С. 422–427.

14. Татаркин А. И. Региональные институты развития как факторы экономического роста / А. И. Татаркин, С. Н. Котлярова // Экономика региона. — 2016. — № 3 (35). — С. 9–18.

15. Трунов А. С. Институты развития — ключ к диверсификации российской экономики / А. С. Трунов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//docviewer.yandex.ru.

16. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--d1aqf.xn--p1ai/.

17. Ростех [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rostec.ru (дата обращения: 22.08.2018).

18. Левинталь А. Б. Индикативное планирование и проведение региональной политики: учеб. пос. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 368 с.

19. Волков В. И. Институты развития и их вклад в модернизацию экономики страны [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://PsyJournals.ru.

20. Росагролизинг — инструмент технической модернизации АПК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosagroleasing.ru/.

21. Минэкономразвития России утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ РФ (приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 582): мат-лы Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy. gov. ru/minec/activity/sections/instdev/indexdocs.

22. О стратегии развития экономики России: научный доклад / под ред. С. Ю. Глазьева. — М., 2011. — С. 15–17.

В настоящее время в российской экономике существует серия финансовых, институциональных и инфраструктурных барьеров, препятствующих ее изменению и переходу к устоявшемуся высокому продолжительному росту.

Препятствия можно объяснить тем, что объем долгосрочных займовых средств, который может предоставить российский частный финансовый сектор, не соответствует инвестиционным требованиям экономики. Часть кредитов сроком свыше трех лет в общем объеме ссуд, предоставленных предприятиям отечественными банками (без учета Сбербанка), составляет всего лишь 15 %. Финансирование инвестиций в основной капитал, привлеченных на внутреннем рынке кредитов, составляет менее 9 %.

К другому барьеру можно отнести то, что финансовая, производственно-технологическая, кадровая инфраструктура, гарантирующая деятельность инновационного бизнеса и привлечение прибыли от результатов научных разработок, находится в рудиментарном состоянии. Это создает затруднения в выстраивании устойчивых и воспроизводящихся инновационных связей «фундаментальные исследования — прикладные НИОКР — коммерческие технологии». В этом случае затрудняется процесс усовершенствования российской экономики, а также воспроизводства ее научного и инновационного потенциалов.

Кроме того, не равны конкурентные условия российских производителей, выходящих на международные рынки, по сравнению с экспортерами из других стран. Ограничение возможностей предоставления экспортного кредитования и страхования, слабости системы послепродажного обслуживания, адаптации продукции к требованиям конкретного заказчика затрудняют условия поставки российской высокотехнологичной продукции на внешние рынки.

Проблема регионального развития, устойчивая установка, оказывающая негативное воздействие на развитие региона и экономики РФ в целом. Приоритетность проблем определяется в первую очередь исходя из оценки их влияния на страну, возможных сроков решения и возможности разрешить ситуацию на региональном уровне. Исходя из оценки первостепенности описываемой в проекте программы проблемы регионального развития, аргументированности, комплексности, технологической и экологической безопасности самой программы и ее финансовой емкости, федеральными и региональными органами исполнительной власти подготавливается заключение на проект программы и бюджетная заявка. После чего программа должна быть утверждена правительством РФ [21].

Для Цитирования:
Елена Степановна Устинович, Государственная политика создания национальной сети институтов регионального развития. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: