По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32-316

Государственная политика по созданию институтов развития в лидирующих регионах ЦФО как фактор улучшения социальной политики

Елена Степановна Устинович д-р полит. наук, профессор кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института РАНХиГС, e-mail: ustinoviches@mail.ru
Максим Александрович Бочанов канд. полит. наук, доцент кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института РАНХиГС, e-mail: max8797@list.ru

Эффективность социально-экономического развития страны в целом напрямую зависит от социально-экономического уровня ее регионов. Научно-технологический и экономический прорыв возможен лишь в том случае, если свои ресурсы активизируют субъекты Российской Федерации. Между тем, как показывает современная практика политического и государственного управления в России, необходимо создание специализированных институтов развития на региональном уровне. На федеральном уровне эти вопросы практически нашли свое решение. На уровне регионов возникает еще достаточно барьеров, которые в рамках данной статьи обозначены как политико-экономические барьеры.

Литература:

1. Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. № 316–03 «Об особых экономических зонах регионального уровня». [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://base.garant.ru (Дата обращения 20.01.2020).

2. Закон Липецкой области «О промышленной политике в Липецкой области» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru (Дата обращения 20.01.2020).

3. Постановление главы администрации Белгородской обл. от 21.09.1995 № 570 «О наделении фонда государственного имущества области правами регионального внебюджетного фонда развития жилищного строительства Белгородской области»- [Электронный ресурс] Режим доступа:. http://zakon-region.ru/ belgorodskaya-oblast/ (Дата обращения 20.01.2020).

4. Камышанченко, Е. Н. Преобразование АПК в результате применения инновационных и государственных механизмов — стратегические приоритеты развития и сглаживания социально-экономического уровня Белгородской области / Е. Н. Камышанченко, А. М. Мазурек // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Т. 2, № 1. — С. 19–32.

5. Нечаев, Д. Н. Региональный экономический рост и пространственное развитие территорий как условие экономической безопасности субъектов Российской Федерации (на примере областей ЦФО): монография / Д. Н. Нечаев. — Воронеж: Научная книга, 2016. — 140 с.

6. Нечаев, Д. Н. К типологии субъектов РФ и их государственной политики по формированию региональных институтов развития (на примере 17 областей центрального федерального округа) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25379197 (Дата обращения: 17.01.2020).

7. Татаркин, А. И. Региональные институты развития как факторы экономического роста / А. И. Татаркин, С. Н. Котлярова // Экономика региона. — № 3. — 2013. — С. 11.

8. Цыбаков, Д. Л. регулирование гражданско-правовых отношений в современной России: проблема пределов государственного вмешательства / Д. Л. Цыбаков // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. — № 6 (119). — С. 167–174.

Центральный федеральный округ является базовым макрорегионом страны. Связи субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, со всеми регионами страны обширны и многообразны. Центральный федеральный округ задает ритм развитию всей России, но в то же время проблемы округа автоматически становятся проблемами всей страны. Решение демографических, энергетических, транспортных и экологических проблем, вопросов водообеспечения и адаптации к изменениям климата требует скоординированной политики государства и принятия решений на федеральном уровне.

Сегодня в ЦФО создана и функционирует Автономная некоммерческая организация «Агентство региональных социально-экономических проектов», специализирующаяся на проведении сравнительно-аналитических исследований социально-экономического развития субъектов Центральной России.

Результатом комплексного исследования организации становится иерархия регионов по группам, на основе которой регионам присваивается индекс уровня надежности и рисков в соответствии с национальной рейтинговой шкалой.

В соответствии с данной иерархией 17 областей Центрального федерального округа ежегодно распределяются в шесть групп: регионы-лидеры, регионы перспективного развития, регионы догоняющего развития, регионы разнонаправленных трендов развития: благоприятных и неблагоприятных, проблемные регионы, регионы стратегического отставания [5].

На основании вышеизложенной иерархии АНО «АРСЭП», а также анализа RAEX (Эксперт РА) регионы ЦФО целесообразно типологизировать следующим образом:

1) лидирующий тип;

2) догоняющий тип;

3) дефективный тип;

4) запаздывающий тип.

Липецкая область относится к первому типу областей — лидирующему, в которой рациональная управленческая деятельность, с помощью институтов развития, привела к оптимальному развитию региона. Это можно увидеть во внедрении новых производств, модернизации старых, осуществлении социальных мер и укреплении мер доверия между властными органами региона и обществом. Регион реализует большое количество институтов развития [6].

Для Цитирования:
Елена Степановна Устинович, Максим Александрович Бочанов, Государственная политика по созданию институтов развития в лидирующих регионах ЦФО как фактор улучшения социальной политики. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: