Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики, особенно на региональном и местном уровнях, является одним из принципов этой политики. Молодежь — важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.
Молодежная политика исходит из того, что молодые люди имеют мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.
Основными субъектами разработки государственной молодежной политики и, соответственно, партнерского взаимодействия с молодежной аудиторией являются органы по делам молодежи федерального и регионального, местного уровней, институциональные структуры гражданского общества, семья и т. д. Молодое поколение через десятки лет будет уже само формировать государственную политику и задавать направление развития общества1 . Поэтому немаловажная роль в проведении молодежной политики на местах отводится молодежному субъекту ГМП, в частности детским и молодежным общественным объединениям, органам студенческого и общественного самоуправления, «коммерческим и некоммерческим организациям, оказывающим социальные и другие услуги молодежи»2 , консультативносовещательным молодежным структурам (молодежные думы, парламенты, правительства, молодежные палаты и т. д.).
Рассматривая молодежную политику как систему развития потенциала молодежи в интересах общества, обеспечивающую рост объемов производства полезного продукта, необходимо выделить следующие характерные особенности.
Во-первых, количество молодежи, участвующей в культурных и спортивных мероприятиях, не отражает качества развития потенциала молодежи (патриотизма, научно-технического, творческого), порой, наоборот, концептуально не состоятельные мероприятия приводят к потребительскому отношению к жизни, к нездоровому образу жизни, которые могут относиться к благоприятным условиям.