По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2:331.45:35.08

Государственная и муниципальная служба: особенности правового регулирования охраны труда в РФ

Д. Д. Никитина студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва, E-mail: nikitina.dariuschka@yandex.ru, ORCID: 0009-0000-9911-0485

В статье рассматривается правовое регулирование охраны труда в системах государственной и муниципальной службы Российской Федерации. Анализируется влияние риск-ориентированного подхода на процедуры специальной оценки условий труда, обучения и проверки знаний, обязательных медицинских осмотров, обеспечения средствами индивидуальной защиты и расследования несчастных случаев, включая учет микроповреждений. Подчеркивается роль государственного надзора и профилактических механизмов, а также участие профсоюзов и общественных организаций в общественном контроле. Отмечается многоуровневый характер регулирования и разнообразие служебных функций, определяющих специфику реализации требований охраны труда в публичном секторе.

Литература:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.09.2025) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / СПС «КонсультантПлюс // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/bb6b882db94d272a70c568cf7ce e9018c6d42515/ (дата обращения: 10.10.2025)

2. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ / СПС «КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 10.10.2025)

3. Кузнецова Е.А., Товстий М.А. Обзор правоприменительной практики правил по охране труда на основе анализа судебных решений // Экономика труда. — 2024. — Т. 11. — №. 11. — С. 2005-2020.

4. Мажкенов С.А. Оценка профессиональных рисков на основе анализа эффективности защитных мер //Социально-трудовые исследования. — 2024. — №. 4 (57). — С. 72-84.

5. Самарская Н.А. Место и роль охраны труда в структуре социально-трудовых отношений // Экономика труда. — 2024. — Т. 11. — №. 1. — С. 61-76.

6. Елин А.М., Соколова А.С. Особенности обучения работников охране труда в условиях современной экономики // Социально-трудовые исследования. — 2024. — № 2 (55). — С. 62-77.

7. Решение Суда Ненецкого автономного округа от 19.02.2016 по делу № 7-17/2016 / Интернет-ресурс «СудАкт» // URL: https://sudact.ru/regular/doc/dG5EfOxeTdJv/ (дата обращения: 15.10.2025)

8. Решение Верховного Суда РФ от 22.05.2025 N АКПИ25-128 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца шестого пункта 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н» / СПС «КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_508089/ (дата обращения: 16.10.2025)

9. Итоги мониторинга условий и охраны труда за 2024 год. Охрана труда в цифрах / ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России // URL: https://s.vcot.info/document/poleznoe/media/5/68c7d53435b03351230838.pdf (дата обращения: 17.10.2025)

Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации представляет собой особый сегмент трудовых отношений, характеризующийся сочетанием общих требований законодательства об охране труда (ОТ) и публично-правовых ограничений, вытекающих из статуса органов власти и их полномочий. В указанной сфере система обеспечения безопасных условий труда формируется на основе норм трудового законодательства и подзаконных актов по ОТ, дополняется положениями федеральных законов № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. и № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г., а также ведомственными регламентами, локальными актами и типовыми процедурами, направленными на предупреждение профессиональных рисков.

В целях правовой определенности и единообразия терминологии целесообразно предварительно зафиксировать определения соответствующих видов службы, поскольку дальнейший анализ норм ОТ будет опираться именно на их установленное законом содержание.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) [1].

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления (МСУ) или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ) [2].

Для Цитирования:
Д. Д. Никитина, Государственная и муниципальная служба: особенности правового регулирования охраны труда в РФ. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: