В условиях развития рыночной экономики государство стремится передавать осуществление публичных функций экономически и организационно независимым субъектам, используя для обеспечения условий эффективности их практической реализации соответствующие административные механизмы. Одним из таких механизмов на данном этапе является государственная аккредитация, которая уже давно внедрена как элемент государственного контроля за деятельностью организаций, призванных оказывать публичные услуги социального характера. Место государственного контроля в современном механизме публичного администрирования весьма значительно. Как отмечает А.И. Гурин, «государственный контроль отражает процессы, происходящие в праве, экономике и политической системе общества и государства, в соответствии с механизмом управления»1 .
Основной целью государственной аккредитации (добровольной) является обеспечение доверия потребителей и государства к деятельности субъектов аккредитации по подтверждению соответствия продукции, услуг и других объектов установленным государственным требованиям2 .
С точки зрения образовательного процесса и регламентации порядка оказания образовательных услуг, государственная аккредитация (от лат. accredere — доверять3 ) означает юридическое признание права и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы4 . В свою очередь, подчеркивается, что процедура оценивания образовательных систем на соответствие определенным правилам, нормам, требованиям является обязательной для реализации новой регламентационно-доверительной функции управления образованием, включающей также признание и передачу прав и полномочий учреждению, наделенному доверием государства и общества5 .
С легальных позиций, исходя из общего представления, закрепленного образовательным законодательством, государственная аккредитация образовательной деятельности — это подтверждение аккредитационным органом соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности данной организации осуществлять образовательную деятельность. То есть, аккредитация рассматривается как признание учреждения на соответствие «определенным требованиям аккредитующего органа»6 .