По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Государственная аккредитация образовательной деятельности: понятие и базовые принципы

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье определяются сущность и особенности государственной аккредитации образовательной деятельности как административной процедуры, обозначаются базовые (основные) принципы ее реализации с учетом общей логики и ключевых целей современного этапа проводимой в стране административной реформы.

Литература:

1. Административное право России: курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: Велби: Проспект, 2007. С.459.

2. Брижанин В.В. Административные регламенты органов государственного управления в аспекте административной реформы в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 6

3. Гурин А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 4

4. Давыдов К.В. Законодательство об административной ответственности за правонарушения в сфере образования и защита прав субъектов образовательных отношений // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 2 (31). С. 68–73

5. Давыдов К.В. Принципы административных процедур: функции, система, перспективы развития // Вестник ВГУ. Серия: Право.2017. № 2. С. 125–143

6. Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права: учебник. Москва: КНОРУС, 2023. С. 198.

7. Мотова Г.Н. Концептуальные основы аккредитации образовательных систем: дис. …. докт. пед. наук. Йошкар-Ола, 2004. С. 349.

8. Наводнов В.Г., Момотова Г.Н., Тихонова Л.В. Аккредитация образовательных организаций в Российской Федерации в 2009-2010 гг.: аналит. обозрение. Вып. 2. М., 2011. С. 9.

9. Нарутто С.В. Действие и реализация образовательного законодательства // Административное и муниципальное право. 2012. № 8. С. 42–49.

10. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации. СПб., 2008. С. 455.

11. Повный Д.А. Административные процедуры в системе образования Российской Федерации как средство противодействия коррупции: дисс. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 37–47.

12. Ратников В.В., Майоров В.И. Аккредитация высших учебных заведений: теоретико-правовое исследование: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 116.

14. Савостин А.А. Лицензирование и аккредитация: антагонизм или сотрудничество? // Современное право. 2005. № 11. С. 7–9

15. Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР / отв. ред. А.Е. Лунев. М.: Наука, 1970. С. 44–45.

16. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. С. 34.

17. Спектор Е.И. Правовое регулирование режима аккредитации // Право и экономика. 2004. № 1. С. 3–10

18. Хаманева Н.Ю. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти Российской Федерации: дисс. …. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 289–290.

19. Шафхаузер Р., Экштайн К., Вершинин С. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника? Административные процедуры на примере законодательства Швейцарии. М.: ЭКОМ, 2000. С. 19–25.

В условиях развития рыночной экономики государство стремится передавать осуществление публичных функций экономически и организационно независимым субъектам, используя для обеспечения условий эффективности их практической реализации соответствующие административные механизмы. Одним из таких механизмов на данном этапе является государственная аккредитация, которая уже давно внедрена как элемент государственного контроля за деятельностью организаций, призванных оказывать публичные услуги социального характера. Место государственного контроля в современном механизме публичного администрирования весьма значительно. Как отмечает А.И. Гурин, «государственный контроль отражает процессы, происходящие в праве, экономике и политической системе общества и государства, в соответствии с механизмом управления»1 .

Основной целью государственной аккредитации (добровольной) является обеспечение доверия потребителей и государства к деятельности субъектов аккредитации по подтверждению соответствия продукции, услуг и других объектов установленным государственным требованиям2 .

С точки зрения образовательного процесса и регламентации порядка оказания образовательных услуг, государственная аккредитация (от лат. accredere — доверять3 ) означает юридическое признание права и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы4 . В свою очередь, подчеркивается, что процедура оценивания образовательных систем на соответствие определенным правилам, нормам, требованиям является обязательной для реализации новой регламентационно-доверительной функции управления образованием, включающей также признание и передачу прав и полномочий учреждению, наделенному доверием государства и общества5 .

С легальных позиций, исходя из общего представления, закрепленного образовательным законодательством, государственная аккредитация образовательной деятельности — это подтверждение аккредитационным органом соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности данной организации осуществлять образовательную деятельность. То есть, аккредитация рассматривается как признание учреждения на соответствие «определенным требованиям аккредитующего органа»6 .

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Государственная аккредитация образовательной деятельности: понятие и базовые принципы. Юрист ВУЗа. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: